Избирательная кампания 2010 года в Белоруссии, пожалуй, уже стала самой активной со времен выборов 1994 года, когда к власти пришел действующий глава государства Александр Лукашенко (об этом, кстати, уже успели заявить социологи). И дело здесь не столько в количестве кандидатов, сколько в одновременном совпадении целого ряда факторов и тенденций.
Прежде всего, важен интерес зарубежных стран к происходящему в Белоруссии. В условиях быстрого сближения России и Запада и происходящего процесса реструктурации европейской системы безопасности для ряда влиятельных прозападников в руководстве РФ оказывается выгодным признавать суверенное белорусское государство «лишним» в регионе Центральной Европы. У крупных глобальных и региональных акторов (Евросоюз, Российская Федерация, США) нет желания и необходимых ресурсов для того, чтобы успешно взаимодействовать с суверенной Белоруссией. Недавно на это недвусмысленно указал бывший президент Польши Александр Квасневский, заявив, что отсутствие демократии в Белоруссии является одной из главных проблем, которые стоят перед НАТО в 21 веке наряду с войной в Афганистане, региональными конфликтами в Абхазии и Южной Осетии.
Другим важным фактором является процесс формирования международной политической субъектности Белоруссии, ее статуса как самостоятельного субъекта геополитики. Активное включение страны в глобальную геополитику и ее действия с позиций интересов своего суверенного развития, безусловно, вызывает еще больше раздражения у руководства крупных стран региона.Третьим серьезным фактором предвыборной динамики можно назвать изменение демографической структуры электората, увеличение политической роли молодежи и резкое снижение веса электоральных групп «советской закалки». В совокупности с пристальным вниманием к выборам зарубежных наблюдателей данное обстоятельство весьма специфически форматирует избирательный процесс.
В целом огромная важность нынешних выборов определяется тем, что по целому ряду направлений развития Белоруссия в 2011–2015 годах должна совершить реальный качественный рывок. Среди этих направлений можно назвать, как минимум:
сотрудничество с Китаем, создание и модернизация производств, инфраструктуры на китайские деньги;
информатизация и рост сферы ИТ до уровня одного из главных источников налоговых поступлений;
рост производства продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности до того же уровня;
рост национального частного (особенно – малого и среднего) предпринимательства примерно на 100% (по размеру доли в ВВП);
и другие.
Однако самое главное в текущей ситуации с политической точки зрения – неизбежное кадровое обновление белорусской управленческой прослойки. Фактически в ходе выборов определяется, кто будет осуществлять форсированную модернизацию и развитие Республики Беларусь в следующей пятилетке.
Очевидно, что такое грядущее кадровое и институциональное обновление радует далеко не всех чиновников. Да и в целом предчувствие большого рывка обостряет конкуренцию в окружении президента за то, чтобы оказаться в авангарде движения. В расчете на всю эту сумятицу, вероятно, и организуют свои действия оппоненты действующего руководства страны (как в Беларуси, так и за ее пределами).
Суть проводимой кампании, проводимой силами, поддерживающими белорусскую оппозицию, состоит в том, чтобы донести до белорусского политического класса месседж: нормализация отношений Беларуси с Россией и странами Запада возможна только при отстранении действующего главы государства от власти.
В иных обстоятельствах такой месседж мог бы серьезно повлиять на умонастроения чиновников, особенно тех, кто хотели бы находящиеся в управлении активы перевести в свою собственность. Однако в нынешней ситуации подобная схема реализована быть не может.
Это связано с тремя ключевыми факторами.
Во-первых, уже сформировалась прослойка политиков, управленцев и собственников, кровно заинтересованных в независимости Белоруссии. А любой вариант «без Лукашенко» означает, прежде всего, ликвидацию реальной независимости Белоруссии, открытие ее для рейдерских иностранных капиталов и политических структур.
Во-вторых, в условиях существующей интенсивности внешнего давления белорусский политический класс не сможет удержать ни ситуацию в стране, ни свои собственные позиции в стране при активной экспансии в Белоруссии иностранных капиталов и политических структур. То есть, возможные риски последствий ухода А.Лукашенко существенно превосходят возможные выгоды.
В-третьих, та формация, которая может быть образована в ситуации «без Лукашенко» (а здесь только один вариант – «номенклатурная приватизация» и олигархический капитализм по примеру нынешних России или Украины), в электоральном плане обречена на провал. Она не позволит взять в оборот и политически социализировать ту электоральную группу, которая определит исход выборов и ход следующей пятилетки, – белорусскую молодежь. При отсутствии национально ориентированной элиты шанс использовать данную прослойку точно не упустят прозападные (прежде всего, пропольские) националистические группировки. А значит, Беларусь без Лукашенко – это даже не Украина, а в перспективе – Молдова.
Иными словами, нынешняя ситуация как никогда четко и жестко требует от Александра Лукашенко наращивать свои лидерские позиции как в белорусском обществе, так и на международной арене. В этом заинтересовано подавляющее большинство граждан страны и передовая часть элиты, ориентирующаяся на суверенное развитие Белоруссии. Никаких альтернатив Лукашенко на ближайшее время не существует.
Примечательно, что расширение социальной базы белорусского лидера на современном этапе, в условиях возрастающей демократизации и либерализации жизни в Белоруссии, вряд ли возможно без новой мощной кадровой и идеологической платформы, без массового президентского молодежного кадрового призыва. Фактически это единственный серьезный внутренний ресурс для организации прорыва и создания новых технологических возможностей страны в 3–5 сферах, что необходимо для суверенного развития Беларуси. В этом и состоит преимущество А.Лукашенко: он выигрывает от динамики и развития, а его оппоненты при всей их внешней приверженности «переменам» – только от консервации, стагнации и развала.