Можно сказать, что на наших глазах рождается — а вернее, уже родился — новый жанр современного русского фольклора. Потому что создают его, конечно, совершенно конкретные люди, однако они, по условиям жанра, остаются анонимными, как и полагается в любом народном творчестве. Потому что подписи под "картинками" делаются на русском языке и уже по этому факту относятся именно к русской культуре — даже в случае перевода зарубежного "оригинала" на русский язык (такие варианты тоже встречаются, хотя и нечасто).
Если рассматривать демотиваторы как жанр фольклора, а еще точнее — интернет-фольклора, то необходимо отметить прежде всего следующие особенности.
Первая и, наверное, самая главная из них — обязательное сочетание графической и лексической информации, что в каком-то смысле делает их ближайшими родственниками — не удивляйтесь! — православной иконы, где изображение всегда сопровождается поясняющей надписью. Только если на иконах обе составляющих, как правило, относятся к категории возвышенного, то в демотиваторах безусловно преобладает комическое. Цель демотиватора — вызвать если не смех, то улыбку. Нередко и этот смех, и эта улыбка оказываются весьма горькими.
Но таковы законы жанра — демотиваторы строятся на парадоксе, на контрапункте между изображенным и написанным. Этот контрапункт может достигаться самыми разными способами: противопоставлением части и целого (см. представленный ниже образец с надписью "Суть истинного демотиватора в мелких деталях", где на фотографии улыбающегося туриста, забравшегося высоко-высоко, проставлена дата 11 сентября 2001 года и виден подлетающий самолет); метафорическим переносом значений (см. образец с "расхожей" обыденной фразой "Главное — не стесняться своих комплексов", где в качестве "комплекса" выступает вполне конкретный образец военной техники) и так далее — используется полный спектр художественных приёмов, характерных для изобразительного и словесного искусства, вплоть до символов (изображение "Летучего голландца" с надписью "Иногда корабль перестаёт тонуть, как только его покидают крысы", где невольно представляешь себе трагическую будущую Россию в роли всемирного "Летучего голландца").
Как следует из официальной истории жанра, вначале он представлял собой реакцию на корпоративные и государственные "мотиваторы" — проще говоря, "наглядную агитацию", призывающую строить лучшую и более правильную жизнь (что бы под этим ни подразумевалось). Разумеется, реакция эта вначале была сугубо пародийной и отрицающей официальный оптимизм — первоначально демотиваторы должны были (предположительно) вызывать настроения грусти, уныния и отчаяния. Однако очень быстро выяснилось, что при их созерцании у большинства людей возникает специфическое состояние, именуемое, как правило, когнитивным диссонансом и представляющее собой столкновение взаимоотрицающих смыслов. По всем законам эстетики, выходом из такого "конфликта смыслов" может быть отрицание либо одного из них и принятие другого, либо отрицание и того, и другого с выходом на новый уровень понимания ситуации.
Например, представленный ниже демотиватор "Нефтяники едут домой" именует погибших в Ираке американских солдат (конечно, реальная трагедия для них самих и их близких) не солдатами, а нефтяниками, раскрывая тем самым истинные причины и мотивы вторжения США в эту арабскую страну, богатую "черным золотом".
То, что демотиваторы превратились в отдельный и самостоятельный жанр фольклора, лишний раз подчеркивает тот факт, что некоторые из них начинают выполнять и функции мотиваторов — например, демотиватор "Всё правильно сделал", фактически пропагандирующий повышение рождаемости (весьма актуальную проблему для современной России)...
Разумеется, в объёме газетной полосы можно представить лишь какую-то часть необходимой информации. Поэтому "верьте нам".
|