Газета "Наш Мир" br>Сегодня вместе с министром иностранных дел Швеции Карлом Бильдтом (Carl
Bildt) я лечу в Киев на переговоры с президентом Украины Виктором
Януковичем. Две недели назад с другим моим коллегой - министром
иностранных дел Германии Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) – я был в
Минске, где мы встретились с президентом Белоруссии Александром
Лукашенко. И на Украине, и в Молдавии, где в этом году я был
трижды, прошли имевшие ключевое значение выборы. Через месяц состоятся
выборы в Белоруссии. Это хороший момент, чтобы задаться вопросом, что
происходит с главным инструментом восточной политики Евросоюза -
амбициозным проектом «Восточное партнерство», авторами которого были как
раз Польша и Швеция. Принципиальная идея звучит так: Украина,
Белоруссия, Молдавия, Грузия, Азербайджан и Армения будут все в большей
степени воспринимать «Восточное партнерство» как инструмент, позволяющий
достичь целей всесторонней модернизации государства и сближения со
стандартами Евросоюза. Вопреки нередко звучащим мнениям, в ЕС сейчас
есть на это идеи и средства. Успех этих действий приведет к тому, что
идея членства восточноевропейских государств в Европейском Союзе не
будет вызывать такого сопротивления, как сейчас, а при оптимистическом
сценарии она может стать «очевидной очевидностью».Дебаты на тему
политики ЕС в отношении ее соседей были вдохновлены письмом Верховного
представителя Евросоюза по международным делам и политике безопасности
Кэтрин Эштон (Catherine Ashton) и комиссара по расширению ЕС и политике
добрососедства Стефана Фюле (Stefan Füle). Я считаю, что между
восточными и южными соседями ЕС есть различия. И они касаются не только
того, что первые географически находятся в Европе, а вторые за ее
пределами, за Средиземным морем. Главное различие заключается в том, что
восточноевропейские общества хотят завершить дело трансформации в своих
странах, а миграция оттуда в ЕС имеет трудовой и временный характер.
Иначе обстоит дело с обществами внеевропейского юга, где выезд в Европу
приобретает массовый характер, а большинство иммигрантов ставит себе
цель поселиться в ЕС на постоянной основе. Это можно трактовать как
отсутствие веры в возможность модернизации и демократизации. Различия
между двумя группами европейских соседей следует принимать во внимание,
формируя политику ЕС. Проследим это на примере «Восточного
партнерства». Цель проекта сводится к повышению экономических и
административно-правовых параметров охваченных программой государств до
уровня, близкого к планке, определенной европейским сводом acquis
communautaire. В результате, если реализация стратегической цели проекта
будет проходить как задумано, ЕС будет соседствовать на востоке со
странами, стандарты экономической и политической жизни в которых не
будут отклоняться от среднего европейского показателя. Размышления о
членстве Исландии, Норвегии или Швейцарии не вызывают сейчас в ЕС
недоумения или раздражения. Спекуляции же о членстве Украины или
Молдавии незамедлительно вызывают синдром «усталости от расширения».
Если план «Восточного партнерства» удастся, разговор о вступлении
Украины в Евросоюз будет не более спорным, чем сейчас разговор об
Исландии. Сейчас исключительно важно, чтобы «Восточное
партнерство» воспринималось не только как инициатива многостороннего
сотрудничества в рамках европейской политики добрососедства, но как
комплексный европейский проект на Востоке. Ключевыми сейчас являются
финансовые вопросы. Это неудивительно – наши восточные соседи хотели бы,
чтобы поток европейских денег изменил их судьбу. Будем
реалистами – в европейском бюджете, наверное, не хватит средств для
удовлетворения всех ожиданий, особенно наиболее дорогостоящих, например,
связанных с транспортной инфраструктурой.Следует также
признать, что шестерни европейской бюрократии разгоняются медленно. В
этом году на так называемые флагманские инвестиции было использовано
около 25 миллионов евро. Следующие же годы предвещают революцию. По
оценкам Европейской комиссии, в 2010-2013 годах страны, входящие в
программу «Восточное партнерство», получат из всех европейских
источников помощь в размере 1,9 миллиарда евро. К этому нужно добавить
еще по крайней мере 1,5 миллиарда евро на кредиты и инвестиционные
гарантии от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка
реконструкции и развития. Эти деньги не решат всех проблем
восточноевропейских государств, но могут стать для них бесценным
маховиком для выхода из кризиса. Нам важно также привлечь к
совместному финансированию проектов партнерства богатые страны, не
входящие в ЕС. Поэтому мы выступили с инициативой создания Группы друзей
«Восточного партнерства», в которой мы были бы рады видеть США, Канаду,
Японию, Россию, Турцию, Норвегию, Швейцарию. 2011 год будет
иметь для «Восточного партнерства» огромное значение. В мае будущего
года в Будапеште состоится второй саммит ВП. Решения, которые будут там
приняты, должны будут учитывать обещания, которые были сделаны
странам-партнерам. Польше, как стране, которая будет
председательствовать в ЕС во втором полугодии, выпадет задача
дальнейшего внедрения программы в жизнь, итоги чему мы подведем на
встрече министров иностранных дел стран ЕС и ВП в декабре 2011 года. В
период председательства мы планируем также впервые организовать встречи
на уровне министров с участием Европейской комиссии. Встречи будут
касаться экономики, инфраструктуры, культуры, образования, сельского
хозяйства и границ стран ВП. Польша горячо поддерживает
либерализацию визового режима со странами «Восточного партнерства», не
забывая в то же время о необходимости обеспечения безопасности
территории ЕС. Нужно подчеркнуть, что возможность свободного въезда на
территорию ЕС будет для жителей стран-партнеров наиболее наглядным
эффектом воплощения в жизнь программы проекта. Кроме этого
Польша будет продолжать оказывать поддержку неправительственным
организациям. Во время нашего председательства в ЕС мы будем принимать в
Познани очередное заседание Форума гражданского общества, где
встретятся несколько сотен неправительственных организаций ЕС и стран,
входящих в проект. В политических элитах стран-членов Евросоюза и
в высших эшелонах европейской бюрократии вызревает осознание, что
логика европейской политики, использовавшаяся, например, в отношении
Польши, когда мы претендовали на членство в ЕС, не может быть
использована сейчас в отношении государств «Партнерства». Сутью той
модели была необходимость государств пойти в краткосрочной перспективе
на жертвы взамен за обещания «награды» в виде выгод от членства в ЕС.
Сейчас мы, как Евросоюз, не можем по разным причинам предложить такой
прозрачной перспективы. Это порождает фрустрацию. Ее проявление мы
видим, например, у украинских партнеров, которые ведут переговоры по
созданию «углубленной и всеобъемлющей» зоны свободной торговли ЕС -
Украина (DCFTA). Украинские элиты не должны забывать, что создание
данной зоны связано с принятием Киевом (и в меньшей степени,
обсуждением) необходимых реформ и законов. Во-вторых, создание зоны
свободной торговли может стать в долгосрочной перспективе ключом к
успеху Украины: увеличению притока инвестиций и включению в мировые
рынки. И эта стратегическая перспектива выгод должна перевесить в
расчетах, которые ведутся в Киеве. В Евросоюзе, однако,
усиливается понимание необходимости «более быстрой награды»
странам-партнерам, успешнее всего проводящих реформы. Примером является
Молдавия. Объединенные усилия Европейского Союза, его стран-членов,
третьих государств, а также международных институтов позволяют
продемонстрировать молдаванам реальные выгоды от «европеизации» (помощь
в размере 2 миллиардов евро в течение трех лет). Пользуясь этим опытом,
Польша будет продвигать в ЕС концепцию совершенствования системы
европейских стимулов, используемых в отношении стран-партнеров. Я
рассчитываю, что эти формы сотрудничества в рамках «Восточного
партнерства» станут магнитом, удерживающим шестерку стран Восточной
Европы и Южного Кавказа в орбите модернизационного влияния Европейского
Союза. Но важнее всего, чтобы сами страны-партнеры не ослабили свой
модернизационный потенциал бездействием или полумерами там, где
требуется смелость и размах. С таким посланием мы едем сегодня с Карлом
Бильдтом в Киев.
|