Газета "Наш Мир" br>
В 1983 Стив Джобс сумел переманить Джона Скалли из Пепси в Эппл одним из
самых известных высказываний в бизнесе: «Ты хочешь до конца своих дней
продавать газировку или хочешь попытаться изменить мир?»
Джобс и
Скалли совместно управляли Эппл, смешивая передовые технологии (первый
Мак), прорывную рекламу (известнейший ролик 1984 года) и дизайн высшего
класса. Но вскоре отношения испортились, и сейчас Скалли больше известен
как человек, потребовавший отставки Джобса после битвы в совете
директоров за контроль над компанией.
Сегодня Скалли впервые
публично говорит о Стиве Джобсе и секретах его успеха. Это первое
интервью Скалли о Стиве Джобсе после того, как в 1993 он был вынужден
покинуть компанию.
«Начав работу со Стивом я узнал очень много о
разработке продуктов и маркетинге», говорит Скалли. «Впечатляет, что он
исповедует всё те же принципы спустя годы». И добавляет: «Я не вижу
изменений в базовых принципах Стива кроме того, что он становится все
лучше и лучше в их использовании».
Я встретился со Скалли в лобби
отеля неподалеку от аэропорта Оаклэнд. Там Скалли проводил встречи,
касающиеся его инвестиционного фонда, и уже собирался отправиться домой
на восточное побережье.
Вначале Скалли не хотел говорить о Стиве
Джобсе, своём бывшем партнере по Эппл, который был одновременно и его
протеже, и его наставником.
«Я не поддерживаю связи со Стивом»,
написал Скалли в предварительной переписке, в которой мы договаривались о
встрече. «Его до сих пор бесит то, что его выгнали 22 года назад… Я не
хочу злить его… Моя работа в Эппл – древняя история, я занимаюсь совсем
другими вещами, мне не интересно перемывать ему кости на публике».
Я
уверил Скалли, что являюсь большим фанатом Джобса и не собираюсь
копаться в грязном белье. Единственное, что я хотел бы знать: как у него
так получается?
В последовавшей 90-минутной беседе, Скалли
рассказал о базовых принципах Джобса. И вот она, записанная со слов
Скалли, методика создания великих продуктов.
Прекрасный дизайн
Мы
оба верили в красивый дизайн, а Стив считал особенно важным начинать
разработку дизайна глядя на него преимущественно с точки зрения
пользователя… Мы приглядывались к итальянским дизайнерам… Мы изучали
работы итальянских дизайнеров автомобилей. Мы по настоящему изучали
дизайны машин, смотрели на внутренности, отделку, материалы, цвета и на
всё вместе. В то время никто в Силиконовой долине так не делал. Всё это
было так далеко от Силиконовой долины 80-ых. И это не моя идея. Я имел к
ней отношение, так как интересуюсь дизайном и в прошлом был дизайнером,
но организовывал всё Стив… Многие люди не понимали, что Эппл это не
только компьютеры. Это и дизайн, и маркетинг и позиционирование.
Удовлетворение пользователя
Он
любой элемент оценивал с точки зрения пользователя, и понравится ли он
пользователю… Удовлетворение пользователя было внедрено во все этапы
работы, неважно, разрабатывалась программа верстки или i-Tunes. Система
удовлетворения пользователя включает в себя всё: производство, поставки,
маркетинг, магазины.
Никаких фокус-групп
Стив говорил:
«Как я могу спрашивать кого-либо о том каким должен быть графический
компьютер, если никто понятия не имеет что такое графический компьютер?
Никто его еще не видел.» Он считал, что если показать кому-нибудь,
допустим, калькулятор, то тот не сможет представить как может выглядеть
компьютер – слишком велики различия.
Перфекционизм
Он был
человеком очень внимательным к деталям на каждом шаге. Он методично и
аккуратно проверял всё – перфекционист до мозга костей.
Виденье
Он
верил в то, что компьютер станет вскоре товаром широкого потребления.
Эта идея казалась безумной в начале 1980-х, люди считали, что
персональные компьютеры – это уменьшенная копия больших компьютеров. Так
считала IBM. Некоторые считали их игровыми приставками, т.к. уже были
первые версии игровых компьютеров – очень простые и подключаемые к
телевизорам. Стив думал об этом как-то совсем по-другому. Он верил, что
компьютеры изменят мир и станут чем-то, что он называл «велосипедом для
мозга». Что они дадут людям возможности, которых они даже и не мечтали. И
это будут не приставки. И не просто уменьшение больших компьютеров…. Он
имел потрясающее виденье.
Минимализм
Методику Стива от
прочих отличает то, что он считал самым важным не то, что ты делаешь, а
то что ты решил не делать. Он – минималист.
Он минималист и
постоянно упрощает вещи до самого простого уровня. Это не упрощенчество.
Это упрощение. Стив – проектировщик систем. Он упрощает сложное.
Нанимай лучших
У
Стива была способность находить самых лучших, самых умных людей. Он был
жутко харизматичным и жутко настойчивым, уговаривая людей присоединится
к нему, он умел заставить людей поверить в своё виденье, даже до того,
как продукт появлялся… Он всегда добирался до самых лучших людей. И он
всегда сам занимался наймом своей команды. Никому не доверял в этом
вопросе.
Внимательность к деталям
С одной стороны он
занимается «изменением мира», большая задача. С другой, он прорабатывает
в деталях всё, что требуется для создания продукта: аппаратное
обеспечение, архитектуру системы, приложения, периферийные устройства –
всё, что связанно с продуктом… Он беспрерывно занимается рекламой,
дизайном, всем.
Ограничивай размер
Еще о Стиве можно
сказать то, что он не уважал большие организации. Он считал их слишком
бюрократичными и неэффективными. Обычно он называл их «тупицами». Это
был его термин для определения компаний, которые он не уважал.
У
Стива было правило не нанимать в команду Мак более сотни человек.
Потому, если кого-то нужно нанять, нужно кого-то уволить. Объяснение
было типичным для Стива: «Я не могу запомнить больше сотни имён, а я
хочу быть окружён людьми, которых знаю лично. Если мы вырастем за сотню
человек, нам придется использовать другую организационную структуру, в
которой так работать не получится. Я люблю работать в среде, в которой
могу до всего дотянуться.» Всё время пока мы вместе были в Эппл, он
управлял своим подразделением именно в такой манере.
Выбрасывай плохую работу
Всё
это похоже на мастерскую художника, а Стив главный в этой мастерской,
он ходит и проверяет, и даёт свои заключения о работе, и во многих
случаях он решает что-то выкинуть.
… Инженер показывает Стиву
последнюю версию кода. Стив просмотрит и кидает ему: «Недостаточно
хорошо». Он постоянно заставлял людей повышать планку своих
возможностей. И люди создавали такое, что даже сами не считали
возможным… Стив был очень харизматичным и убедительным воодушевляя
людей, он внушал им веру в то, что они часть чего-то безумно великого.
Но с другой стороны он был безжалостен, выбрасывая их работу, если не
считал её достаточно идеальной для включения в состав продукта – в
описанном случае — Макинтош.
Идеал
Он отличает Стива Джобса от других, например Билла Гейтса – Билл тоже выдающийся
человек – но Биллу никогда не было дела до эстетического
наслаждения. Его интересовало доминирование на рынке. Он готов был
сделать всё, лишь бы удержать рынок. Стив никогда так не поступал. Стив
стремился к идеалу.
Философия системы
iPod – прекрасный
пример методики Стива, он начал с пользователя и продумал всю систему от
начала до конца. Он всегда продумывал систему от начала до конца. Он
был не проектировщиком, а великим философом систем. Такого вы не найдете
ни в одной другой компании. Все фокусируются на своём кусочке, а
остальное отдают на аутсорс.
Если вы присмотритесь к iPod, вы
увидите, что вся цепочка поставок ведет на производство в Китае и она
также сложна, как и сам продукт. Те же требования идеальности, какие
предъявляются к разработке дизайна, предъявляются и к поставкам. Всё это
абсолютно другой взгляд на то, как должно быть.
|