Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
По роду работы мне часто приходится слышать разные истории родителей о
том, что их детки трех-четырех лет приходят из садиков или после занятий
в различных кружках в слезах. На вопрос «Что случилось?» отвечают:
«Меня воспитатель назвал дурочкой (дурачком, балбесиком и т.д.)».
Естественно, родители идут по горячим следам разбираться с педагогами. И тут выясняется, что их чадо таким образом «похвалили».
Педагог
с самой доброжелательной интонацией назвал ребенка «дурочкой», не имея и
в мыслях оскорбить его или обидеть. А ребенок услышал только слово, не
обратив внимание на интонацию и, тем более, контекст.
Что делать
родителям в таком случае? Ругаться с педагогом? Объяснять малышу, что,
если интонация благожелательная, то его можно обзывать, как вздумается?
Или учить его огрызаться в ответ? А может, учить взрослых быть
элементарно вежливыми и следить за своими выражениями?
Это риторические вопросы в том плане, что каждый сам выберет для себя правильный ответ.
На
мой взгляд, самое разумное – это учитывать особенности развития ребенка
и разговаривать с ним с учетом этих особенностей, чтобы избегать таких
вот ситуаций. (Интересное предложение для педагога! Но что поделать,
приходится искать варианты.)
Когда малыш в пеленках, он слышит
интонацию, а не смысл слов. Вот его можно ласково назвать «засранчиком»,
пока памперс меняешь. Детки в этом нежном возрасте познают мир
эмоциональный. Они очень тонко чувствуют интонации, эмоции, внимательно
наблюдают за мимикой. Чем меньше ребенок, тем более эмоциональным должно
быть общение с ним. И не важно, что вы ему говорите, – главное, с
улыбкой.
Но с возрастом, с познанием мира, малыши начинают
понимать, что не все слова «белые и пушистые». Есть и такие, которые
могут обидеть, оскорбить, есть «плохие слова».
Мамы и папы ругают
трехлетнего карапуза, если он повторяет за другими нехорошие слова, тем
самым приучая, что такие выражения недопустимы в общении. При этом в
полтора-два года «такие» словеса из уст еще вызывают смех и умиление.
Как же! Такой забавный – смысла не понимает, а повторяет приколько.
Умиляются
до поры до времени. Пока кто-нибудь посторонний не сделает замечание
родителям. Вот тогда вдруг начинается «гонение» на нехорошие слова, и
ребенку в прямом смысле
(к сожалению, в большинстве случаев) вбивается, что так говорить нельзя.
К
четырем годам воспитание воспитанного молодого человека дает свои
плоды. Девочки и мальчики твердо усваивают основные правила и на всякие
мелочи, вроде интонаций и общего смысла фразы, не обращают внимания.
И
начинаются эксцессы – почему это маленьким нельзя так говорить, а
взрослым можно? А вместе с этим слезы, обиды, нежелание идти вновь к
этому педагогу и головная боль родителей – что делать, если их сын или
дочь наотрез отказываются ходить в садик или на кружки?
Ответ на первый вопрос один, правильный, – никому нельзя. А на второй?
Вот и получается, что детей учим одному, сами делаем другое и потом попадаем в такие затруднительные ситуации.