Газета "Наш Мир" br>Рост исламского фактора в мире и трагические события последних лет позволили противникам ислама обрушиться на ислам и с яростными обвинениями в адрес мусульман, обвиняя их в крайней нетерпимости, реакционности и чуть ли не врожденной склонности к насилию и враждебности по отношению к иной культуре, вере, цивилизации. Так ли это?
Объяснение такой неадекватности можно найти в далеком и мрачном прошлом Запада, в тот период, когда формировались самосознание Европы, ее дух и ментальность. Именно противостояние с миром ислама и одновременно его культурное влияние на Европу были решающими для понимания Европы самой себя. Исламская цивилизация была для средневековой Европы зеркалом, в которое она смотрелась и видела свой неприглядный образ. Именно Ислам позволил повзрослеть Европе, сформироваться и избавиться от многих, но как сегодня выясняется не от всех предрассудков, стереотипов и комплексов. После событий 11 сентября 2001 года многие силы в мире сразу же стали обвинять в случившейся трагедии Ислам. Первым фактически был Буш , который объявил крестовый поход против мусульман, На Западе нашлись последователи Буша. Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони позволил себе даже заявить, что "христианская цивилизация намного выше исламской". Это заявление главы правительства европейской страны вызвало возмущение не только в мусульманских государствах: Ватикан официально осудил Берлускони и отмежевался от его высказываний, так что тому ничего не оставалось сделать, как собрать итальянских мусульманских лидеров и принести им извинения.
Мухаммад Асад (Леопольд Вайс), еврей, принявший ислам, еще 70 лет назад писал: "…Необходимо отметить, что дело здесь вовсе не в обычной психологической неприязни ко всему чужому и непривычному, а прежде всего в глубоком неприятии исламской религии. Так европейцы могут принимать или не принимать буддизм или индуизм, но они всегда сохраняют спокойствие и даже безразличное отношение к этим религиозным системам не окрашенное какими либо сколько-нибудь заметными эмоциями. Когда же речь заходит об исламе, им трудно оставаться равнодушными и беспристрастными"
Как и в историческом прошлом, в настоящее время существует огромная разница между формальной толерантностью запада и веротерпимостью ислама. Толерантность в Европе стала возможной как это ни парадоксально вопреки иудейско-христианской цивилизационной культуре, а не благодаря его гуманистическим ценностям. Европейцы обрели относительную толерантность, только избавившись от церковного диктата в своей социальной, культурной и духовной жизни, т. е. когда произошло отделение религиозных структур власти (церкви) от государства. В исламе же толерантность и веротерпимость являются безусловным требованием, а государство в исламе с самого появления всегда являлся светской, хотя позже были стремления и западных и самых мусульманских исследователей и теологов придать не светский, а теологический характер государствам мусульманского вероисповедании.
Когда в 7 веке нашей эры Пророк Мухаммад (мир ему) был избран руководителем правления общин гор. Медины, формулируя Мединское соглашение, регулирующее взаимоотношения мусульман с христианами и иудеями указал, что никакие монархии, клановые закрытые системы, как инструменты верховной власти, в исламе недопустимы. Иначе говоря, согласно исламской классической социальной доктрине, мусульмане, как и христиане, желают утверждения не монархических, авторитарных, диктаторских, клановых государств, хотя они допустимы, а демократического свободного общества от какого-либо давления власти.
В исламе существует три важнейших понятий: шура, адль и васатия, которые соответствуют принципам современной демократии и могут быть использованы для понимания демократии и как позиция мусульман для диалога с Западом -"христианским миром".
Шура- совет, означает принцип совещательности и консенсуса, обязательный при принятии ключевых решений во всех сферах жизни мусульман, соответствует многим принципам европейской демократии. Конечно же, Шура и демократия по-европейски имеют отличия, и по содержанию и по принципам и по подходу решений общественно-политических проблем, но для диалога и сотрудничества важнее их сходство и общие принципы, чем их отличия.
Адль (адолат)- справедливость, ключевой принцип не только нравственности в исламе, но и социального поведения всех проживающих в обществе категорий граждан. Исламское общество, как и западное, состоит из индивидуумов, которые неизбежно будут протестовать, если нет социальной справедливости. Тотальное обнищание, разрыв между новыми богатыми и новыми бедными, несправедливая приватизация и распределение национального дохода, двойные стандарты понимания такого важного для Запада права и свободы человека, формирует в обществе основы недовольства идею, идеологию и политику экстремизма и терроризма.
Если понятие "шура" или "адль" в какой то мере знакомы европейским политикам, то понятие "васатия" которое в Коране обозначает "срединный путь, поиск равновесия, золотая середина, можно сказать почти не знакомо европейским политикам. Иначе говоря, "васатия" означает, что мусульманин обязан, буквально ежедневно выверять соответствие своего поведения с реальностью, избегать крайностей и догматизм, которые могут привести мусульманина и исламский мир к застою и еще к большему цивилизационному упадку. Догматизм фактически не свойственен исламу, но со временем эта идеология проникла в ислам, и в какой то период стала главенствующей идеологией, порождая экстремизм.
Экстремизм другая крайность, созревает внутри религиозного догматизма, как антитеза застоя, и будет мешать мусульман искать срединный путь, указанный в Коране. Кораническая установка "васатия" практически было в забвении вплоть до террористического акта 11 сентября 2001 года и о ней некоторые исследователи вспомнили, только, после этой трагедии.
И так, эти три понятия (шура, адль, васатия) дают основание для взаимопонимания и практического диалога между цивилизациями Запада и Ислама. Естественно, что "исламский мир" и мусульманство неоднородно и изменчиво по сравнению с устоявшим Западом "христианского мира". Однако, опираясь на ключевые исламские ценности, имеющие резонанс и в европейском сознании, вполне объяснимые как с позиций Ислама, так и других религий, и всех гуманистических философий, в Исламе можно найти достойных партнеров, а не марионеток, время которых в мире проходит.
|