Газета "Наш Мир" br>
Арабская каллиграфия, называемая понятием как «Аль-Хатту-ль-Араби» - «الخط العربي», «Хатты Араби» или просто «Хат», начала свое развитие с началом записи первых аятов Корана. Она является важнейшим видом искусства ислама, это своего рода символ ислама, отражающий его многогранность и в то же время единую форму, его гармонию, красоту и силу. В эстетических принципах каллиграфии проявляются культурные ценности исламского мира.
Каллиграфия - искусство изображения слова - занимает почетное место в исламской культуре. Особая роль, отведенная каллиграфии, непрерывно связана с идеей Божественного Откровения. Поэтому уже с самых первых веков существования ислама каллиграфия была вознесена на уровень сакрального искусства.
Первым, кто систематизировал и усовершенствовал ранние виды примитивных арабских почерков, был сподвижник пророка - Али Абу Талиб.
Совершенствование и развитие арабской каллиграфии происходило интенсивно на протяжении многих веков вплоть до 19 века.
Уже через короткое время своего развития арабская каллиграфия достигла уровня сложнейшей науки, наряду с геометрией и математикой.
В Османской империи заниматься этим было привилегией султанов и придворных.
Несмотря на свою мнимую «нестабильность» как в форме так и в положении, каждая буква арабского алфавита подчинена строгим и сложным измеряемым геометрическим правилам. По этой причине классическую арабскую каллиграфию справедливо будет назвать также наукой о формах и тонах.
Теоретически все это можно вычислить математическим или геометрическим путем, но у человека чувство баланса и гармонии уже заложено внутри сознания или души. Развитость этих чувств у каждого индивидуума различна. Степень превосходства созданной каллиграфии зависит от степени развитости этого чувства у каллиграфа. Внутреннее же чувство баланса развито от степени тонкости восприятия мира.
Искусство арабской каллиграфии заключается в том, чтобы развить это чувство, правильно понимать и определять этот баланс. По этому поводу есть слова величайшего ученого в области классической каллиграфии Аль–Муста’сыми: «الخط هندسة روحانية ظهرت بآلة جسمانية» – «Каллиграфия есть духовная геометрия, выражаемая материальными инструментами».
|