Газета "Наш Мир" br>Корейские крестьяне все чаще вынуждены искать себе жен за границей.
Лет 15 назад в своей книге о повседневной жизни в Южной Корее я с полной уверенностью заявил, что корейцы на редкость негативно относятся к бракам с людьми иной национальности. Скажи мне тогда кто-нибудь, что всего лишь через десятилетие Южная Корея выйдет на одно из первых мест в мире по доле смешанных браков, я бы, пожалуй, только улыбнулся. Однако именно это и произошло.
В 2000 году браки с гражданами иностранных государств составляли 3,5 % среди всех вновь заключенных браков. К 2005 г. их доля возросла до 13,5%. В последующие годы она колебалась на этом уровне, и в прошлом, 2009 г., в Корее было заключено 33 000 браков с иностранцами, что составляло 10,9% всех вновь зарегистрированных браков.
Три четверти смешанных браков – это браки корейских мужчин с иностранками. Обычно в таких союзах в качестве жениха выступает не первой молодости фермер из глубокой провинции, а в качестве невесты – молодая (зачастую – очень молодая) женщина, родившаяся в одной из бедных стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Среди иностранок, зарегистрировавших браки с корейцами в 2009 г., лидировали китаянки, которые в прошлом году составили 34,1% всех иностранных невест (значительную их часть составляли этнические кореянки, являющиеся гражданками КНР). За ними следовали вьетнамки (21,8%), монголки и филиппинки. Разрыв в возрасте впечатляет, особенно в случае со странами ЮВА: среднестатистическая вьетнамская невеста младше своего корейского жениха на целых 17 лет.
Неожиданная популярность этих браков возникла в связи с катастрофическим дефицитом невест в отдаленных сельских районах Кореи. Молодые кореянки вовсе не мечтают провести всю свою жизнь в деревне, они уезжают в город искать счастья (и, что характерно, обычно его находят). Деревенские парни, однако, последовать за ними не могут, так как их связывает доставшееся в наследство от родителей хозяйство. Кроме того, в большинстве случаев крестьянский труд — это единственное, чем они могут и хотят заниматься.
В результате, уже с начала 1990-х гг., в деревнях Кореи возник заметный демографический перекос. Поначалу его пытались решить, используя методы воспитательной работы. Помню, как в середине 1990-х годов вагоны корейского метро были обклеены плакатами, которые призывали сознательных корейских барышень выходить замуж за фермеров. Как и следовало ожидать, эти воспитательные усилия кончились ничем. Однако в конце 1990-х гг. корейские фермеры обнаружили, что всего лишь в несколько тысячах километров от Кореи находятся страны, обитательницы которых с огромным удовольствием покинут свои деревни, чтобы жить в каком-нибудь глухом южнокорейском поселке. Действительно, для девушки из вьетнамской глубинки, которая провела свое детство и юность в хижине из банановых листьев, дом небогатого корейского фермера – с электричеством, водопроводом и спутниковой антенной – представляется едва ли не княжеским дворцом.
Занимаются ввозом невест брачные агентства. Обычно схема заключения брака такова: решивший обзавестись семьей корейский фермер едет во Вьетнам или Китай, где его уже ждут отобранные агентством кандидатки. Пообщавшись с ними примерно неделю, он должен сделать свой выбор. После этого брачные посредники берут на себя оформление документов, и через несколько месяцев новоиспеченная невеста оказывается на корейской земле.
Поначалу наибольшей популярностью у корейских женихов пользовались кореянки из северо-восточного Китая, однако довольно быстро выяснилось, что многие из этнических кореянок КНР используют свой брак с гражданином Южной Кореи в качестве трамплина, который позволяет им укорениться в богатой стране-соседке. Поэтому в последние годы на брачном рынке китаянок (как корейского, так и ханьского происхождения) вытесняют вьетнамки, у которых сложилась репутация более надежных жен и покладистых невесток. Как-то в провинции мне попалась на глаза большая растяжка, которая утверждала: «Вьетнамские девушки – они не убегают!» (неподалеку на здании брачной конторы висел другой плакат, нацеленный уже на будущих свекровей: «Вьетнамские невестки – они добрые!»).
В корейской печати сейчас нередко появляются сообщения о проблемах, с которыми сталкиваются разделенные семьи. Однако статистика говорит сама за себя. Приезжающие сейчас в Корею вьетнамки или китаянки – это вовсе не наивные пейзанки, обманутые хитрыми брокерами. Такие, спору нет, тоже встречаются, но в большинстве своем девушки отлично знают, что их ждет, ведь немало их родственниц и односельчанок переехало в Корею в последние годы. И посему то обстоятельство, что поток этих женщин не ослабевает, говорит о том, что у значительной части этих родственниц и односельчанок корейская жизнь складывается хорошо.
Любопытно и еще одно обстоятельство: очевидно, что корейская печать симпатизирует смешанным бракам и представляет их в максимально выгодном свете. Сообщения о проблемах таких семей обычно касаются проблем иностранных жен, а не корейских мужей. При этом следует помнить, что Корея – это разделенная страна, в которой существует острейшее идеологическое противостояние правых и левых сил. Вопрос о смешанных браках – один из немногих, где обе стороны проявляют редкостное единство.
Ясно, что времена мононациональной и монорасовой Кореи подходят к концу. Уже сейчас значительная часть детей в младших классах сельских начальных школ – это дети от смешанных браков, и это обстоятельство начинает уже ощущаться учителями. Скорее всего, они ассимилируются в корейском обществе, хотя представляется, что преуспеть им в этом обществе будет не так просто (слишком слабы их стартовые позиции). Впрочем, с точки зрения их вьетнамских и филиппинских матерей, даже скромная жизнь фермера где-нибудь в провинции Чолла может рассматриваться как жизненный успех.
|