В День народного единства, 4 ноября, на пересечении улиц Малахитовой и Бажова ничего не произошло. Запланированную там закладку первого из двухсот "быстровозводимых храмов" отложили на неопределенный срок.
Московская патриархия устами своего пресс-секретаря сослалась на "плотный график" патриарха. Журналисты устами Олега Кашина - на скоропалительную отставку Юрия Лужкова и связанные с ней кадровые перестановки. Вдруг выяснилось, что пресловутые "быстровозводимые храмы" покоятся на зыбком фундаменте личных отношений с конкретными московскими чиновниками.
"В РПЦ до сих пор не видели документов, которые бы касались оформления земельно-правовых отношений, - сетует руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега). - Официального распоряжения о выделении участков под строительство двухсот храмов пока не существует - все остается на уровне поручений..."
На недавней встрече с патриархом Сергей Собянин вроде бы подтвердил свою готовность "всемерно содействовать". Но определенный тайм-аут теперь неизбежен - нужно назначить новых ответственных, изучить техническую документацию, принять соответствующие решения. Если судить по первым шагам Собянина на новом посту, делаться это будет "без фанатизма". А задуматься есть над чем...
...Хорошо помню момент, когда РПЦ получила в подарок первые пяди драгоценной московской земли. В 1993 году, когда вышел ельцинский указ о реституции, я служил псаломщиком в одном из московских храмов и учился в Свято-Тихоновском богословском институте. Церковь я тогда любил до умопомрачения.
Оказалось, что где-то поблизости от нашего храма до революции стоял дом причта. Тогда церковную ограду разобрали и отступили к панельным высоткам метров на пятьдесят. А там - детская площадка, автосервис и тропинка к трамвайной остановке. Люди умоляли, ругались, собирали подписи - бесполезно... Сказать, что мне было стыдно смотреть им в глаза, - это ничего не сказать. Церковная карьера моя на этом закончилась, так что все остальное знаю уже с чужих слов. На захваченной земле выросло двухэтажное "многопрофильное" сооружение.
Грядущая московская "стройка века" - те же пасхальные яйца, только на несколько порядков более крутые. Как известно, "проект-200" (изначально церковь настаивала на 600 храмах) подразумевает передачу в собственность РПЦ обширных участков земли в самых густонаселенных районах города. А ведь лишней земли в Москве нет. Та же, что есть, стоит огромных денег.
Это значит, что москвичам предлагают не только потесниться, но и де-факто опустить в церковную кружку миллиарды рублей. Причем их мнения никто не спрашивает. Людей считают, как скот, по головам, автоматически зачисляя в горячие сторонники "проекта-200" всех "лиц славянской национальности". Даже термин специальный придумали - "этнически православный". Мол, если таковым уродился, значит, остро нуждаешься в "бюро ритуальных услуг" в "шаговой доступности" от твоего дома.
"Шаговой доступности, как известно, бывают круглосуточные магазины формата "спиртное и сигареты", - напоминает Олег Кашин на страницах еженедельника "Коммерсант-Власть". И он, похоже, недалек от истины.
Это странное применительно к церкви словосочетание впервые прозвучало в сентябре 2005 года. Именно тогда на церковной земле началось возведение первых магазинов "шаговой доступности". Так их назвали авторы проекта, чтобы сэкономить на налогах и коммунальных платежах. Вот только "шаги" получились "семимильные": как тогда писала пресса, волею божьей явились миру десять торговых центров площадью от 3 до 10 тыс. кв. м в центре города. Какая уж тут шаговая доступность...
Не секрет, что за прошедшие пять лет РПЦ далеко продвинулась по "бизнес-стезе". Сегодня она активно лоббирует интересы украинских химиков, назначает профильным "бизнес-святым" Иосифа Волоцкого, предлагает себя в качестве арбитра "крупному российскому капиталу", устраивает масштабные презентации "Фонда инвестиционных программ РПЦ" в европейских столицах, предлагает Дмитрию Медведеву потратить бюджетные миллиарды на создание "туристско-рекреационной зоны религиозной направленности на Урале", трудоустраивает заключенных, советует вернуть карточную систему, сгоняет с насиженных мест дачников и музейщиков etc. В общем, действует с размахом. Но забуксовавший нынешней беспокойной осенью "проект-200" заставляет задуматься не только над этим...
Дело в том, что стилизованные "владимиро-суздальские" железобетонные панели, о которых так много и восторженно говорят (раз-два - и храм готов!), не более чем топор из сказки про жадную старуху и находчивого солдата. А вот как выглядит сама солдатская каша.
"К каждому храму будет прилегать приходской комплекс с домом причта, включающим административные помещения, трапезную, воскресную школу и часовню для совершения крещения. К приходскому корпусу пристраивается колокольня", - загибает пальцы епископ Подольский Тихон.
А теперь представьте: сколько соток нужно отрезать, чтобы возвести все это великолепие. Тихон нас успокаивает: все, что будет построено на этой земле, будет оформлено как церковная собственность. Никаких посторонних бизнес-структур!
Думаю, ему можно верить. "Такая корова" действительно "нужна самому". А ведь кроме земельных участков под строительство РПЦ получит и офисные помещения, в том числе на первых этажах близстоящих зданий, "для размещения социальных и административных служб приходов". Например, для формата а-ля спиртное-сигареты ничего лучше и придумать нельзя.
Ну хорошо, скажете вы, а какая всему этому может быть альтернатива? Храмов в перенаселенной Москве действительно не хватает.
Вот вам лишь навскидку пять адресов: храм Св. Пантелеймона в Большом Харитоньевском переулке, церковь Чуда Михаила Архангела в Хонех при подворье Михайловского женского монастыря, храм Архистратига Божия Михаила и храм Св. Александра Невского в Сокольниках, а также Никольская церковь на Софийской набережной при доме купцов Бахрушиных. По первому из этих адресов в данный момент располагается склад, по второму - магазин женского белья, по третьему - милицейский питомник для служебных собак, по четвертому - венерическая лечебница, по пятому - офис компании "Роснефть".
Так что прежде чем нож бульдозера навалится на чью-то ракушку или (не дай бог!) на детскую площадку, разберитесь хотя бы с этими безобразиями.