Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Экономисты больше всего боятся инфляции в США. Не зря боятся, ведь история повторяется, и экономическая история – не исключение. Начало второго десятилетия XXI века очень похоже на 70-е годы XX века, уверен аналитик Morgan Stanley Спирос Андреопулос.
В начале 60-х инфляция в США была низкой – меньше 2%. Но в 1965 году она практически удвоилась (выросла до 5%), что заложило основу для двухзначной инфляции в 70- и начале 80-х. Причина состоит в том, что ФРС (а на самом деле общество, настроениям которого она вынуждена была следовать) стала предпочитать низкую безработицу – даже ценой роста цен. Ну, и не забудем, что высокие социальные обязательства надо было поддерживать, одновременно финансируя войну во Вьетнаме.
Поначалу это происходило безболезненно для американской экономики, поскольку в то время работала Бреттон-Вудская система, по которой курсы валют были привязаны к золоту и доллару, и другие страны, по сути, были вынуждены скупать у США избыток печатаемых долларов. Между тем в мире росли новые крупные экономики (Западная Европа, Япония), которых такое положение дел не устраивало.
В результате в 1973 году Бреттон-Вудс рухнул, и мир перешел к свободному курсообразованию. На следующий год инфляция в Штатах стала двузначной – 12,3%. Стагфляция (низкий рост экономики + высокий рост цен) продолжалась довольно долго, пока, наконец, новый глава ФРС Пол Волкер жестко не задавил ее. В 1981 году ставка ФРС была повышена до 21,5%. Если годом раньше этого повышения инфляция составляла 12,5%, то годом позже – лишь 3,8%.
Знатоки сразу же скажут, что причиной стагфляции было эмбарго ОПЕК в 1973 году и резкое подорожание нефти, но Андреопулос считает, что именно низкие ставки сделали невыгодной расширение нефтедобычи, привели к недостатку добывающих мощностей и в итоге позволили картелю диктовать свои условия. А низкие ставки были нужны, чтобы оживить американскую экономику, которая не могла иначе финансировать и войну во Вьетнаме, и «социалку».
Сейчас не все, но многое в экономике напоминает начало 70-х. Во-первых, экономика по-прежнему поделена на два мира; только если раньше это были США против Западной Европы с Японией, то теперь развитые страны против развивающихся. Низкие ставки выгодны развивающемуся блоку, но их повышение приведет к проблемам в их экономиках.
Если история повторится, то экономику США ждет период дорогой нефти, медленного экономического роста и быстрого роста цен. Однако есть и различия: с одной стороны, в отличие от 70-х нефтяные цены и зарплаты рабочих сейчас не так жестко регулируются, но с другой – экономика Штатов не растет, а безработица высока.
Параллели в политике тоже просматриваются: и развитые, и развивающиеся страны хотят пересмотреть сложившуюся мировую финансовую систему; нефть дорогая; на Ближнем Востоке напряженность; Штаты втянулись в крупную войну; а Россия (как и Советский Союз в 70-е) способна жить без реформ благодаря экспорту «черного золота».
Если параллели Андреопулоса верны, то мир ждет полный вывод американцев из Ирака и Афганистана, более справедливая финансовая система, а Россию – десять лет застоя. Но возможно, этим дело не ограничится: что, если новое десятилетие подарит миру и новую группу ABBA, и новых Рейгана с Горбачевым, и новую компьютерную революцию?