Газета "Наш Мир" br>Соединенные Штаты будут стремиться укрепить свои позиции на Азиатском континенте, но странам Центральной Азии в этом отводится лишь периферийная роль
Укрепление экономического влияния Китая нетолько в Азии, но и в глобальном масштабе заставляет Соединенные Штаты пересматривать свою внешнеполитическую деятельность в этом регионе. Даже при условии, что КНР остается важнейшим торговым и финансовым то ли партнером, то ли отъявленным соперником для Америки, в Вашингтоне считают на сегодняшний день крайне важным укрепить отношения и с другими азиатскими государствами, которые в потенциале должны будут помочь США «уравновесить» китайское влияние в этом регионе.
Недавний визит в Азию американского президента не только был важен с точки зрения «демонстрации американского флага», но и дал четко понять всем тем азиатским странам, которые недовольны китайской внешней политикой: США из Азии никуда не уйдут. А все те, кто будет в регионе дружить с Америкой, могут вполне рассчитывать на «американский стратегический баланс» на фоне растущей жесткости и непрекрытого давления на соседей со стороны Пекина. Вряд ли в этом случае можно говорить о некоем «втором открытии Азии» для Америки, но факт, что называется, налицо. А при наличии серьезнейших проблем в экономике в самих США именно расширение делового сотрудничества с ведущими азиатскими странами может, по оценкам Белого дома, укрепить позиции президента Б. Обамы не только в международном масштабе, но и создать новые рабочие места и производства в самой Америке.
Расчет при этом делается прежде всего на укрепление связей с крупнейшими азиатскими державами - Японией, Южной Кореей, Индией и Индонезией, в то время как остальные страны Азиатского континента уйдут во внешнеполитических приоритетах Соединенных Штатов на вторые-третьи позиции.
Сначала все советовали Америке из Азии уйти, а теперь сами же отговаривают ее от этого
Не секрет, что еще до наступления глобального экономического и финансового кризиса многие страны мира (включая азиатские) постоянно выражали свое недовольство слишком уж большой зависимостью от Соединенных Штатов и от повсюду расползающейся американской валюты. Считалось даже, что именно США все эти кризисы специально устраивают, чтобы максимально ослаблять экономики других стран, и особенно тех, кто так или иначе напрямую зависит от американского доллара.
Китай в этом ряду стоит особняком, поскольку отношения Вашингтона и Пекина давно уже перешли рамки просто торгово-экономического взаимодействия двух крупнейших экономик мира. А вот всем остальным азиатским странам казалось, будто стоит «выдавить» американцев из региона, и они сами без каких-либо лишних посредников быстренько наведут порядок в своих двусторонних отношениях.
Но не тут-то было. Оказалось, что Китай достаточно уверенно стал себя чувствовать в Азии не только экономически, но и в «силовом измерении». А все остальные азиатские страны - что большие, что малые - стали Китай откровенно побаиваться. И все больше прислушиваться к словам бывшего премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю, который и сегодня уверен, что без Америки стабильности на Тихом океане и в Азии быть попросту не может.
А тут еще подоспели территориальные распри между Китаем и Японией из-за небольших прибрежных скал-островков и из-за Парасельских островов, на которые помимо КНР претендуют сразу несколько близлежащих азиатских государств. Пекин недвусмыленно дал понять, что никаких «чужих» суверенитетов он над этими территориями не признает, и если надо, то готов силой «поставить на место» всех в этом сомневающихся.
Азиатские руководители самых различных стран стали убеждать Соединенные Штаты не только никуда не уходить из региона, но напротив - наращивать свое присутствие. Ведь когда об экономическом росте КНР идут общие, во многом чисто абстрактные разговоры, то это одно. А когда все соседние с Китаем государства - от Японии до Индонезии - сталкиваются с конкретными китайскими претензиями, то здесь уже одной дипломатической риторикой не обойтись.
В какой-то степени желание усилить позиции Соединенных Штатов в Азии совпало и с интересами самой нынешней администрации США. Белый дом недвусмысленно дал понять, что никакого вакуума в Тихом океане и на Азиатском континенте создавать не планирует, а как раз будет на ближайшую перспективу делать ставку именно на расширение своего самого разностороннего сотрудничества - от военного до инвестиционного - с ведущими азиатскими державами. А параллельно и вести не легкий, но столь необходимый нынче диалог с Китаем и его правителями.
Разумеется, американцы в этом своем «новом азиатском походе» четко расставили приоритеты и не намерены совсем уж распыляться по всем региональным направлениям. А среди наиболее важных стратегических партнеров Соединенные Штаты видят на континенте Индию, Пакистан, Индонезию, Южную Корею, Японию. А в торговых делах - Сингапур, Таиланд, Вьетнам и Тайвань.
При этом, конечно же, Соединенные Штаты отдельной строкой будут расписывать все свои как политические, так и экономические шаги в отношениях с КНР. Но там вопросы больше будут решаться на высшем уровне, и прежде всего - в финансово-валютном измерении. А тяжбы между Вашингтоном и Пекином относительно «справедливого» курса американского доллара по отношению к китайскому юаню будут, скорее всего, продолжаться еще долгие месяцы, если не годы.
Индия - «американский рулевой» в Азии?
Далеко не случайно, что на данном этапе как своего основного стратегического партнера в Азии американцы видят в лице Индии. Китай особенно Соединенным Штатам «разгуляться» не дает, Япония постоянно меняет правительства и никак не стабилизируется экономически. А вот Индия не просто идет вперед семимильными шагами в области экономического развития, но и все больше становится противовесом КНР в Азии.
К тому же не будем забывать о том, что Индия по американским канонам - самая настояшая демократия с прозрачными и регулярными выборами, чего в том же Китае нет и в помине. Более того - в Белом доме со всей уверенностью считают, что именно отношения с Индией будут определять американскую политику в Азии на весь нынешний век.
Здесь, правда, американцам придется несколько видоизменить свою «азиатскую многовекторность», которую в том же Дели не совсем понимают и приветствуют. Так, индийцам не нравится, что США дружат с Пакистаном, привечают особенно часто и на высоком уроне китайского лидера товарища Ху, а также до сих пор не выработали четкую стратегию по поводу дальнейшего пребывания своих войск в Ираке и Афганистане.
Если американцы свернут свое сотрудничество со странами региона, то, по мнению индийцев, «американские ниши» тут же окажутся занятыми китайцами. Для Америки Индия - это огромный рынок с более чем миллиардным населением, на котором можно успешно реализовывать произведенные в США товары. Но и для Индии Соединенные Штаты - это 300-миллионный рынок, куда вполне можно поставлять многие не только индийские товары, но и технологии.
Сейчас только вокруг Вашингтона проживает около 75 тысяч выходцев из Индии - главным образом компьютерные инженеры и специалисты в области телекоммуникаций, которые работают в США по профессиональным 6-летним визам. Выходцы из Индии ежегодно занимают второе место по количеству получаемых американских паспортов, уступая по этому показателю только выходцам из Мексики (всего же в год гражданство Соединенных Штатов получают примерно 750 тысяч иностранцев).
При этом обе страны могут вполне использовать сильные и слабые стороны друг друга во взаимных интересах. Индии нужно, чтобы США не бросали бесхозными Афганистан и Ирак и сдерживали Пакистан, не продавая ему передовых наступательных вооружений и технологий. Со своей стороны Индия могла бы и дальше сдерживать Китай и тем самым негласно выступать надежным американским союзником.
Америку вообще призывают в Азии стать своего рода «высокопоставленным защитником демократий», чего раньше совсем даже в регионе не наблюдалось (как раз США все время за «насильственное внедрение демократических принципов» изрядно критиковали и недолюбливали). Но «китайские страхи» оказались сильнее во многом голословной критики Вашингтона со стороны некоторых азиатских государств. И для Соединенных Штатов такой поворот в поведении этих стран региона весьма выгоден со всех точек зрения.
Центральная Азия останется «в объективе» Вашингтона, но без особой корректировки «окуляров»
С учетом роста общего интереса Соединенных Штатов в отношении сотрудничества с азиатскими странами вполне логично было бы ожидать какого-то «свежего дыхания» со стороны Вашингтона. Пусть даже не совсем облегчающего понимание специфики самого этого региона, но как минимум повышения его важности и статусности не на словах, а на деле - хотя бы по причине нескончаемой и по-прежнему безнадежно-тупиковой «афганской эпопеи».
Между тем для Соединенных Штатов в Азии на первом плане вырисовываются две ключевые группы интересов - экономика и геостратегия. В экономическом плане для США Центральная Азия никакой особой важности не представляет, да и вряд ли таковой станет на обозримую перспективу. Даже при условии, что в том же Казахстане вполне успешно работает американский бизнес, а американские инвестиции играют непоследнюю роль в развитии экономической системы республики, все равно он остается далеко за предалами той приоритетной группы азиатских государств, на которые Вашингтон намеревается в дальнейшем делать ставку.
В принципе, и столь часто упоминаемое геостратегическое значение Центральной Азии для Соединенных Штатов не так уж на самом деле критически важно. США от этого региона очень далеко расположены, в плане продолжения военной кампании в Афганистане поддержка со стороны всех лежащих вокруг стран (а не только центральноазиатских) им необходима, но не более того.
Каких-то долгосрочных экономических планов, крупных проектов американских частных компаний, получение критически необходимых природных ресурсов из этого региона у Америки не предвидится. Замечу также, что практически все страны Центральной Азии, за исключением Туркменистана (который США еше со времен С. Ниязова за их возможное влияние в регионе откровенно побаивается), с удовольствием пригласили к себе работать и американский бизнес, и американских инвесторов.
Но те, как показывает уже почти двадцатилетняя практика, не особо в этот регион со своими миллионами-миллиардами стремятся. Присутствие свое в Центральной Азии американцы активно сохраняют, диалог со странами региона поддерживают, но так, чтобы уделять ему повышенное внимание - и уж тем более в борьбе за рынки и финансовое главенство с Китаем в Вашингтоне явно не планируют.
Пример летних беспорядков в Кыргызстане показал и то, что Соединенные Штаты в случае каких-то катаклизмов в Центральной Азии (если напрямую не будут поставлены под угрозу экономические интересы США или жизнь ее граждан) ввязываться в межрегиональные распри не станут. У них на сегодня в повестке дня куда больше других, более важных дел (особенно «домашних»). А в азиатском направлении Вашингтон видит нынче несколько иные приоритеты, нежели какой-то особый резон в укреплении своих отношений с центральноазиатскими странами.
Не намерены американцы и каким-то образом пытаться уравновешивать в Центральной Азии растущее здесь влияние соседнего Китая. С Китаем США будут вести долгую и изнурительную борьбу руками более тяжеловесных азиатских партнеров, а в постсоветских республиках им главное, чтобы там не было хаоса, совсем уж не топтали права человека и давали спокойно зарабатывать деньги американскому бизнесу.
Но и у самой Центральной Азии какой-то скоординированной и целостной политики по отношению к Соединенным Штатам как не было, так и нет. Каждая страна региона ведет свою «американскую партию» исключительно в индивидуальном исполнении, что и Вашингтон заставляет работать с каждым «центральноазиатским клиентом» по отдельности. А посему именно такой «неспешно-взаимоприемлемый» стиль в отношениях пока и будет доминировать в американской политике на территории Центральной Азии.
|