Газета "Наш Мир" br> В греческом театре была специальная
должность – рабдух, в чьи обязанности входило лупить палкой по хребтине
особенно разбушевавшихся зрителей.
***
В одном из театров Ионии был особый ряд
для одноруких воинов. Пред ними сажали ряд лысых рабов, ударяя по
лысинам которых первые могли аплодировать.
***
Долгое время в древнеримской комедии
запрещалось показывать римских граждан в смешном виде. Именно поэтому
римская комедия изображала греков и греческий быт. Так и получалось,
что греки и римляне проявляли трогательное единодушие: греки смеялись
над собой, римляне тоже смеялись над греками.
***
Великий греческий драматург Эсхил умер,
когда на его лысую голову с неба свалилась черепаха. Лысину драматурга
принял за скалу пролетавший по небу орёл, выпустивший черепаху, чтобы
разбить её панцирь и полакомиться её мясом.
***
Когда в битве афинян и самосцев часть
армии выступила под предводительством драматурга Софокла (такую честь
была оказана ему в награду за выдающиеся заслуги перед городом), ему
пришлось сражаться с отрядами, руководимыми элейским философом
Мелиссом. Драматург одержал победу над философом.
***
Древнегреческий драматург Фриних однажды
представил в театре свою пьесу «Взятие Милета» – о разорении
греческого города персами. Она настолько огорчила зрителей, что весь
театр разразился слезами; в наказание власти присудили поэта к штрафу в
тысячу драхм и запретили постановку его пьесы.
***
В греческом театре было лишь три актёра,
каждый из которых мог исполнять несколько ролей. Иногда в качестве
курьёза появлялся и четвёртый актёр – парахорегема, становившийся
«обузой хорега» (так переводится его имя), поскольку на хорега (то есть
спонсора, в качестве которого выступал богатый гражданин города),
ведавшего постановкой, ложилась дополнительная обязанность по оплате
лишнего исполнителя.
***
В «Антигоне» Софокла поют в разных
местах пьесы Антигона и Креонт. Как же это объяснить, ведь мы знаем,
что в античном театре обычно пел лишь главный актёр, называемый
протагонистом? Просто в этом случае греческий театр поручал
протагонисту исполнение соответствующих частей обеих ролей: сначала он
исполнял полностью роль Антигоны – вплоть до ее смерти, а затем — в
финале пьесы — переодевался в Креонта, до того игравшегося другим
актером.
***
В классические времена Афин просмотр
театральной постановки трагедии был обязателен для всех жителей Афин,
кроме рабов. Поэтому на представлении собирался весь город. Неимущим
платили компенсацию за незаработанные в это время деньги. Когда лица,
ведавшие постановками, стали взимать плату за вход, правительство Афин
также начало выплачивать эти деньги гражданам. А вот на постановки
комедий порядочных женщин не пускали, разве что гетеры могли находиться
в театре на представлении комических произведений.
***
Все роли в греческом театре исполняли
мужчины. Женщины-актрисы появились позже, все они были девицами лёгкого
поведения и выступали лишь в мимах (довольно-таки похабных сценках
бытового содержания) и пантомимах.
***
Греческие драматурги, представлявшие
свои трагедии на сцене, соревновались друг с другом. Победивший
драматург получал в качестве награды венок из плюща. Победивший хорег
(спонсор постановки) мог поставить себе памятник, который никогда не
делался с натуры и на котором указывалось и имя хорега, и имя
драматурга.
***
Перед представлением трагедий на
орхестре (круглой сцене вроде арены современного цирка, на которой в
Греции давались представления) резали поросят и кропили их кровью
зрителей.
***
Актёры в Греции выступали в масках,
менять которые могли лишь один раз – в результате перипетии (например,
когда царь Эдип у Софокла из зрячего превращался в слепого).
***
Филипп Македонский был убит в местном театре.
***
Уже в 3 веке до н. э. драматург-комедиограф Филемон нанимал против своего соперника Менандра клакеров.
***
За свои шутки против политика Клеона драматург-комедиограф Аристофан был избит слугами последнего прямо в театре.
***
В римском театре появляется занавес,
который не поднимается кверху и не расходится в стороны, как сейчас, а
опускается в специальную щель в полу.
***
Римский драматург Ливий Андроник сам
исполнял главные роли в своих трагедиях. Когда однажды он потерял
голос, он стал поручать исполнение всех песен специальному мальчику,
стоявшему сзади, а сам лишь открывал рот. Это – первый зафиксированный в
истории случай использования фонограммы.
***
В Риме были популярны так называемые
мимические ипотезы – растянутые трагикомические представления, которые
писал известный автор Филистион. Самым популярным сюжетом были
приключения разбойника Лавреола, которого в финале представления
распинали на кресте. В нужный момент актёра заменяли на какого-нибудь
приговорённого к смерти и совершали настоящую казнь на глазах у
зрителей.
***
В римской пантомиме участвовали гетеры в
прозрачных туниках, которые они по ходу дела сбрасывали с себя. На
одной из таких танцовщиц – Феодоре – женился император Юстиниан.
***
|