Газета "Наш Мир" br>
2 декабря Казанском федеральном университете состоится
научно-практический семинар «Салафизм в Татарстане: распространение,
конфликтный потенциал, меры противодействия».
Цель научного мероприятиия — объединение ученых, духовенства, экспертов и
общественных деятелей России в понимании места и роли салафизма
(«ваххабизма»- прим. «Инфо-Ислам») в мусульманской умме Республики
Татарстан и Российской Федерации, его влияния на
общественно-политические, социально-экономические и духовно-нравственные
процессы в жизни мусульман Среднего Поволжья.
На мероприятии планируется рассмотреть вопросы истории распространения и
современного состояния салафизма в Татарстане в постсоветский период,
причин его появления, потенциал его экстремистской составляющей как
угрозы для национальной безопасности России и ее мусульманского
населения. Особое внимание будет уделено влиянию салафизма на молодежь.
Как пишет "Инфо-Ислам", учитывая
место проведения семинара — Республику Татарстан — на семинаре
обязательно будет поднята центральная тема — распространения салафизма в
Татарстане на современном этапе и поиску путей выхода из уже
сложившейся ситуации. Организаторы семинара рассчитывают на его
практическую пользу и конструктивные предложения участников по мерам
противодействия салафитизации мусульманской уммы Татарстана и России.
Со слов организаторов, экстремисты, ведущие вооруженную борьбу против
российского государства на Северном Кавказе, все чаще призывают к
расширению «джихада» на Поволжье и конкретно Татарстан. «Учитывая тот
факт, что в республике достаточное количество салафитизированной
молодежи угроза перехода поволжских «джихадистов» от слов к делу
представляется достаточно серьезной», - заявляют организаторы семинара.
Между тем, по словам известного исламоведа Ахмеда Ярлыкапова, салафиты
есть самые разные. «Есть салафиты, которые вполне вписываются в общую
традиционную канву Ислама и не являются экстремистами, радикалами и так
далее. То есть, есть вполне нормальные салафиты. Но есть салафиты,
которые применяют какие-то радикальные оценки и делают экстремистские
выводы, это те же самые «ваххабиты», которые в XIX веке довольно много
бед натворили, и другие группы. То есть салафиты бывают разные», -
прокомментировал А.Ярлыкапов радио «Свобода».
«Поэтому, - считает эксперт, - если мы говорим о роли салафитов,
допустим, в России, на Северном Кавказе, то она самая разная. Есть
вполне респектабельные салафитские группы, есть очень серьезные
экстремистские, радикальные салафитские группы. И тут, я думаю, не зря
среди населения региона этот термин "ваххабизм" утвердился и обозначает
именно тех, кто экстремистскими методами пытается решать эти проблемы. И
вообще сам термин "салафиты" означает то же самое почти, что и
"фундаменталисты", то есть те, кто стремится к Исламу времен Мухаммеда и
первых его последователей».
А.Ярлыкапов убежден, что власти должны очень дифференцировано подходить к
проблеме салафизма и к салафитам. «Потому что, если о человеке
сложилось мнение что он салафит, это не должно стать неким ярлыком,
который сразу же делает человека изгоем или преследуемым. Просто в силу
того, что салафизм не однородное движение. Говоря о салафитах,
необходимо понимать, что это разношерстная группа, среди которой есть
те, кто представляет угрозу, а есть и те, кто совершенно не представляет
никакую угрозу и даже готов сотрудничать и всячески стремится мирно
сосуществовать и с государством, и с окружающим населением», - заключил
эксперт.
|