Задумывались ли вы когда-нибудь, почему в кинотеатре способны съесть литровое ведерко чипсов, запив их калорийной кока-колой, а дома у телеэкрана не в силах удержаться от пары-тройки бутербродов? Даже если время ужина давно прошло. Ученые уже давно знают ответ на этот вопрос. Как рассказал доктор медицинских наук Александр Кравченко: «При просмотре телевизора мозг посылает нам сигналы о том, что мы голодны, а желудок - о том, что он не собирается выделять сок для переваривания пищи. И все, что мы увлеченно съедаем во время телепросмотров, застаивается в организме, не перевариваясь. Если у вас много свободного времени и вы смотрите волшебный ящик несколько часов подряд, запомните: ровно столько же времени вся съеденная пища внутри вас не обрабатывается. Задумывались, откуда у вас взялись лишние кило? То-то же».
Что делать? Контролировать время просмотров (не больше 45 минут с перерывом в четверть часа) и вместо бутербродов выпить стакан воды. Организм часто обманывает нас, приняв сигналы жажды за сигнал голода.
Эффект стеклянных глаз
Так офтальмологи называют взгляд телезрителя. Есть даже специальное определение: телевзгляд. Это значит - застывший, уставившийся в одну точку. Знали бы вы, как это вредит глазам! У «хронического» телезрителя зрение может снижаться в рекордные сроки. Как отметила врач-офтальмолог Алла Борченко: «Причина - в том, что перед телевизором глаза не выполняют свою природную функцию - скользить по предмету вверх-вниз и вправо-влево, чтобы рассмотреть его. На мониторе световой луч движется так, что человеческий глаз просто не успевает за ним. Потому глазные мускулы цепенеют и со временем атрофируются, в сосудах замедляется кровоток. Веко почти не моргает, отчего поверхность сетчатки не увлажняется, высыхает. Возникает эффект «сухого глаза». И через некоторое время мы идем выписывать очки».
Что делать? Не забывать почаще моргать во время просмотра телевизора. Это увлажнит глаз, смоет с роговицы грязь и расслабит глазные мускулы. Во время рекламы лучше отвернуть голову от экрана (вы все это видели уже не однажды). Просматривайте ближние и дальние предметы - дайте глазам разумную нагрузку, выведите их из состояния оцепенения.
«Я - робот»
Как-то журналист «Багнета» заметила, что двухлетний ребенок подруги что-то слишком тихо сидит в другой комнате. Неслышно приоткрыла дверь и увидела такую картину: малыш полулежал в застывшей позе, одно плечико выше другого, ножка свешена с дивана, рот полуоткрыт, глаза уставлены в одну точку. Он смотрел мультик. «Статическая поза» - вот как называют это медики.
«При просмотре телевизора тело часто становится неподвижным, возникает застой всех тканей, систем и органов», - говорит Елена Вознесенская, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии Академии психологических наук Украины. При этом крайне портится осанка: мы можем часами сидеть или полулежать в нелепой позе. Объяснить это просто: психика подавлена, нервные импульсы в мускулы не подаются, мы застываем как в спячке. Телепродукты - это агрессивная атака на волевую способность человека, отчего страдает и тело.
Что делать? Выбрать для телепросмотра не мягкое кресло или диван, а стул или, если хотите лежать, твердую поверхность. Проследите, чтобы вы или ваши дети, родные смотрели телевизор в удобной, не напряженной позе, голова находилась бы прямо, а не в повороте под углом (иначе затекут мышцы). Обратите внимание на расстояние при просмотре: оно должно быть не меньше 4-5 метров. Так вы больше обезопасите себя и от электромагнитного излучения (которое, кстати, достает нас на расстоянии до 10 м).
Психика, поберегись!
Эксперименты, проведенные учеными-психологами РАМН, доказали, что человек, регулярно просматривающий передачи о катастрофах, убийствах, насилии, впадает в состояние временной депрессии. Когда он отрывается от телеящика, зритель не может поднять свои эмоции до уровня спокойствия и расслабленности. И в 80% случаев впадает в состояние неконтролируемой агрессии (часто - скрытой). Это негативно влияет на его психику, провоцирую неврозы и длительную депрессию. А что уж говорить о психике окружающих...
Что делать? Сортировать телепродукты и выбирать только самые качественные: добрые фильмы, познавательные передачи, смешные шоу.