Газета "Наш Мир" br>По сообщению CWN лидер Традиционного Англиканского Сообщества (Traditional Anglican Communion, TAC) архиепископ Джон Хепуорт (John Hepworth) сообщил, что более 150 клириков этой организации, включая 17 епископов, готовы войти в состав англиканского ординариата, создаваемого в католической церкви, уже в наступающем году.
Прокомментировать это событие мы попросили диакона Михаила Таганова, доцента кафедры систематического богословия ПСТГУ, кандидата богословия, изучавшего процессы, происходящие в современном англиканстве.
На мой взгляд, процессы, происходящие сегодня в англиканской церкви, вполне закономерны. Англиканство как отдельное протестантское исповедание возникло как вероучительный компромисс, навязанный государственной властью, стремящейся к религиозному единообразию, несчастным людям, уставшим от долгой догматической борьбы и кровавых вооруженных столкновений на религиозной почве. В Англиканской церкви никогда не было внутреннего единства, в ней всегда шла борьба партий, фракций и так далее. Но для англикан, отделившихся от римо-католичества в ХIV в. Римская церковь все же оставалась матерью-церковью. Богослужебная, культурная традиция Англиканской церкви имеет латинские корни. Так что, возвращение англикан в юрисдикцию Рима при каких-либо кризисных явлениях в английском протестантизме, в каком-то смысле, естественно. Похожая ситуация с массовым переходом англикан в католичество имела место в середине XIX веке, благодаря деятельности так называемого "Оксфордского движения". Самым громким и скандальным событием тогда стало обращение оксфордского профессора священника Джона Генри Ньюмана, возведенного впоследствии в сан кардинала. Но тогда "Оксфордское движение" имело конструктивный характер: оно стремилось к обновлению церковной жизни, к возвращению её соборных начал, боролось против гнета государственного аппарата в церковных делах. Благодаря "Оксфордскому движению" в англиканстве возродилось монашество, начался многообещающий диалог с Православной Церковью.
Нынешний "исход" англикан в католичество больше напоминает бегство, причиной которого, несомненно, является крушение нравственного учения Англиканской церкви. В мировом масштабе церкви "Англиканского сообщества" управляются демократическим способом, и, под давлением светского общества, рано или поздно вынуждены адаптировать в церковной жизни демократические новшества: равноправие женщин, разного рода "меньшинств" и так далее. Таким образом, в 1950-х годах в англиканстве появилось женское "священство", в 1980-х женский "епископат", и одновременно начались попытки рукополагать в священный сан содомитов. А в 2003 году, несмотря на протесты церковной общественности, англиканским епископом в Америке стал практикующий гомосексуалист Джин Робинсон.
Разумеется, для православных христиан, как и для римо-католиков, общение с такого рода сообществами канонически невозможно. Поэтому в том же году Священный Синод Русской Православной Церкви объявил о приостановлении богословского диалога и христианского сотрудничества с некоторыми частями "Англиканского сообщества".
В недрах англиканства все эти годы развивалось движение протеста. Отдельные группы англикан, и даже целые приходы, на этой почве переходили в Православие. Но большинство из тех, кто не согласен с распадом церковно-нравственного сознания, как мы видим, выбрали наиболее близкую им латинскую церковную традицию, что вполне понятно. Этих англикан оказалось так много, что римской церкви пришлось учредить особую структуру – англиканский ординариат – чтобы ими заниматься.
Если этот проект осуществится, то интересно будет проследить за официальной реакцией британского правительства, ведь в Великобритании монарх до сих пор официально является главой и верховным покровителем Англиканской церкви. Он просто по должности обязан отреагировать на массовое отпадение своих подданных в католичество.
|