Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
И в 6 раз меньше, чем в Нью-Йорке. В особом дефиците в Москве - мечети
В Москве катастрофически не хватает храмов — заявил некоторое время назад патриарх Кирилл. По словам иерарха РПЦ, храмы должны быть в шаговой доступности — как сигаретный ларёк или булочная. О необходимости строить места поклонения говорят и мусульмане — по их мнению, в столице должно быть не менее 100 мечетей, иначе верующие, чтобы не молиться на улице, пойдут «в православные храмы».
«Если мы возьмем условную цифру, которая соответствует статистике крещений (приблизительно 80% от численности этнически православного населения), то тогда для того, чтобы дойти до средней цифры по России, а это 11 200 человек на один приход, нужен 591 храм плюс», — говорил патриарх Кирилл в конце лета.
С тех пор Москва пережила смену мэра и частичное обновление правительства, в том числе и стройкомплекса. Однако, церковь от своих планов не отступилась. «600 быстровозводимых храмов» — это программа-максимум, как правило, осторожные представители РПЦ ведут речь о 200 строениях.
«Свободная пресса» решила выяснить, насколько обеспечены в отправлении своих духовных потребностей жители столиц других стран. Оказалось, что мировая практика, пожалуй, не знает прецедентов таких публичных высказываний. Вообще скурпулёзной статистики «сколько на душу верующего приходится храмов», похоже, никто не ведёт. Даже обязательной регистрацией храмов, мечетей и синагог мало кто занимается.
Москва
В Москве эти цифры упоминаются правительственном справочнике «Москва в зеркале цифр, фактов, событий 2009/2010». Согласно этому документу, на данный момент на территории столицы действует 840 религиозных объединений и организаций, представляющих более 40 различных конфессий и вероисповедных направлений. У РПЦ богослужения совершаются в 670 храмах и 26 часовнях, ещё 9 храмов и часовен принадлежат старообрядцам. У мусульманской общины есть 6 мечетей, плюс неизвестное количество «молельных домов». У евреев — 38 культурных центров и 7 синагог.
Кроме того, на территории Москвы присутствуют буддисты (5 культовых сооружений), 2 действующих храма есть у Армянской Апостольской церкви, 3 — у католиков и 3 — у лютеран. Прочие протестантские конфессии отправляют богослужения в 37 молельных домах.
Осталось посчитать общий итог по количеству мест отправления культа на душу населения: в Москве, согласно итогам последней переписи, живёт 11,7 млн. человек. Согласно опросу ВЦИОМа, проведённому в марте 2010 года, среди жителей России 75% исповедуют православие, 5% — ислам, приверженцами остальных конфессий назвали себя менее процента опрошенных, поэтому относительное число верующих посчитать затруднительно. Выделим основные «традиционные религии» — христианство, ислам, иудаизм и буддизм.
Подчеркнём, что эти цифры весьма приблизительны, так как статистика по вероисповеданиям доступна только в целом по стране — так, например, исламские общины заявляют, что мусульман в Москве не менее миллиона, а то и вдвое больше. Больше в Москве концентрация армян, католиков и евреев. Зато буддистов в столице должно быть меньше — из регионов, где эта вера является традиционной (Бурятия, Тува, Калмыкия), массовой миграции пока не зарегистрировано.
Впрочем верующий — не обязательно прихожанин. Согласно тому же опросу ВЦИОМа, только 55% из признавшихся в том, что исповедуют ту или иную религию, участвуют в обрядах. Из них подавляющее большинство — 83% — делают это «только по праздникам» или «от случая к случаю».
Согласно цифрам, наиболее острую нехватку «молельных площадей» испытывают мусульмане. Впрочем, Москва и москвичи относятся к исламу настороженно — и любая попытка построить мечеть заканчивается скандалом.
Но в целом 1 молельное учреждение приходится на 15,2 тысячи москвичей.
Нью-Йорк
Деловая столица США — самый разноязыкий и религиозно богатый город планеты. В нём живёт 8,4 млн. человек, разговаривающих на 800 языках. Нью-Йорк — очень религиозный город. Считается, что какой-либо конфессии там принадлежит 83% населения. Это больше, чем в целом по штату (75%) и один из самых высоких показателей по США.
Христианство исповедует 70% населения (цифра очень близка к российской) — 40% католиков и 30% протестантов, с небольшими вкраплениями православных и прочих ветвей христианства. Точное число храмов определить невозможно: называются цифры 1766 протестантских церквей, 437 католических и 66 православных. Есть и большая цифра — 6478 храмов и прочих мест отправления культа.
В Нью-Йорке живёт одна из самых крупных еврейских общин — 12% населения города исповедует иудаизм. По разным данным, в мегаполисе действует от 1000 до 1256 синагог.
Что касается мусульман, то при количестве минимум в 800 тысяч человек (звучат цифры и в 1,4 млн.) в городе открыто всего 100 мечетей, плюс «неизвестное количество молельных домов, которые организуются в квартирах или в местах, не видных с улицы».
Если исходить из максимальной цифры (6478), то в Нью-Йорке 1 зарегистрированный храм приходится примерно на 1300 человек - максимальная цифра по миру, которую нам удалось обнаружить. Однако надо понимать, что значительная часть нью-йоркских молелен представляет собой небольшие помещения, вплоть до комнаты в несколько квадратных метров.
Если считать по минимальным показателям (примерно 3800 сооружений), то на 1 храм придётся около 2300 человек.
Дублин
Ирландия – одна из самых религиозных стран мира. Достаточно упомянуть, что там до сих пор запрещены аборты, а опросы показывают 90-92% верующих.
Эта «повышенная» (в сравнении с остальной Европой) религиозность отразилась и на концентрации храмов в Дублине. На 1 млн. 50 тысяч человек в городе — 368 храмов всех конфессий. Таким образом, 1 храм приходится на 2 тысячи 850 человек, приблизительно как и в Нью-Йорке.
Гамбург
Полная противоположность Дублину – атеистический немецкий Гамбург. На 1,8 млн. его жителей приходится всего 21 действующий храм. То есть 1 молельное заведение на 85 тысяч 700 человек.
В Германии вообще довольно быстро падает религиозность христианского населения. Так, за один только 2007-й, по сравнению с предыдущим годом, число протестантов Евангельской церкви Германии (ЕЦГ) уменьшилось приблизительно на 268 тысяч человек (в конце 2007 года ЕЦГ насчитывала 24,83 млн. верующих при общем населении Германии 82 млн. человек). Число верующих Римско-Католической Церкви в 2007 году также упало – на 224 тысячи, до 25,46 млн.
Сейчас в Германии 61,2% жителей принадлежат либо к ЕЦГ, либо к Католической Церкви. Однако страна очень неоднородна в своей религиозности. Так, в самой западной земле ФРГ Саарланд наивысшая религиозность – около 85%. На другом полюсе – восточные земли бывшей ГДР, где верующих всего около 24%, а в Саксонии-Анхальт – и вовсе чуть более 18%.
Берлин
Интересно будет посмотреть на самый крупный город Германии, но одновременно и самый космополитичный, и «восточногерманский» по менталитету.
На 3,5 млн. берлинцев приходится 104 христианских храма, 76 мечетей, 11 синагог и 2 буддийских храма. Итого 193 молельных заведения, по одному на 18 тысяч берлинцев (уже ближе к московскому показателю). Несложно, кстати, заметить, что такая повышенная, по сравнению с тем же Гамбургом, концентрация религиозности в основном связана с присутствием мусульманской общины.
Варшава
Польша считается одной из самых религиозных стран Восточной Европы - тут, как и Ирландии, запрещены аборты, максимально усложнена процедура развода, а католическая церковь среди всех общественных объединений (партий, профсоюзов) пользуется наивысшей поддержкой населения. В столице страны действует 146 католических храмов, 4 православных, 28 протестантских, и 1 англиканская церковь. Кроме того, богослужения проводятся в трёх синагогах.
Историки отмечают, что до начала Второй мировой войны в Варшаве была наибольшая концентрация евреев в Европе, существовало более 440 синагог и молитвенных домов. В городе до сих пор сохранилось 20 зданий, ранее бывших синагогами, однако службы проводятся только в одном из них.
Что касается мусульманских сооружений, то в Варшаве функционирует только одна мечеть. Планы мусульман по строительству второго молельного сооружения вызывают бурные протесты общественности. Сообщается, что приверженцев ислама в Варшаве не так уж и много — около 10 тысяч человек.
Кроме того, часть организаций существует полулегально, скажем, упоминаются «десятки молельных домов Свидетелей Иеговы», а так же языческое капище. Буддисты имеют 3 храма.
Таким образом, на 1 млн. 710 тысяч человек приходится 190 культовых сооружений, или по 9000 тысяч человек на храм.
Тегеран
Уж в столице страны победившей исламской революции и редкой для нынешнего мира теократической диктатуры, лидер которой не устаёт изрыгать проклятия «мировому сионизму» мечети точно должны быть «в шаговой доступности». Однако, это не совсем так. На почти 8,5 млн. населения приходится 57 мечетей, 37 христианских церквей всех конфессий, 29 синагог (!) и 6 зороастрийских храмов.
Таким образом получается, что одно культовое сооружение приходится на 66 тысяч человек. При этом надо понимать, что при учёте подавляющего большинства мусульман дефицит сказывается ещё сильнее — на одну мечеть приходится почти 133 тысяч верующих!
При этом 89% населения Ирана исповедуют мусульманство. Есть в стране и свои «гонимые» — так называемая «Вера Бахаи» по числу приверженцев считается второй после ислама, однако, не имеет своих официально разрешённых мест моления, а её священнослужители подвергаются репрессиям.
Каир
При схожей с Тегераном по численности населения Каир имеет похожую религиозную картину — на 7,8 млн. человек приходится 53 мечети, 16 церквей и 10 синагог. Подавляющее большинство населения Египта, как и в Иране, исповедует ислам — от 80 до 95%. На одно культовое сооружение приходится почти 100 тысяч верующих, причём, как и в случае с Тегераном, мечети — в особом дефиците.
Китай
«Свободной прессе» удалось обнаружить и самый «атеистический мегаполис» в мире — Шанхай. Там располагается всего… 13 храмов различных конфессий (в том числе христианских) – на 19,8 млн. человек. То есть 1 действующий храм приходится на полтора миллиона человек. Этот результат настолько выбивается из общей картины, что мы решили не включать его в общий график.
Опросы социологов показывают, что верующими в Китае считает себя 31% населения (среди которых 12%, или около 40 млн., христиан).
Из приведённой нами статистики видно, что в мире нет какого-то единого знаменателя по поводу определённой концентрации населения на 1 храм. Косвенным показателем такого коэффициента может служить число верующих в городе, но и то не всегда. На графике видно, что Москва — не самый религиозно бедный город (чем ниже столбец, тем больше обеспеченность храмами). Но и не самый богатый — до Дублина и Нью-Йорка российская столица, конечно же, не дотягивает.
Но у нас есть все основания стремиться к таким результатам. К примеру, исследование ВЦИОМ показало, что в целом по России в начале 2010 года верующими себя называли 86-89%. То есть это уже ирландский вариант! Однако тех признаков религиозности в российской жизни, что имеются в ирландской, нет: не запрещены аборты, максимально не усложнена процедура развода (так, в Ирландии разводы были разрешены только в 1997 году, но до сих пор для оформления процедуры супругам надо доказать минимум 4-летнее раздельное проживание).
При более пристальном взгляде социологов оказывается, что «хуже всего дело обстоит с чтением духовной литературы (лишь 16%), соблюдением постов (17%) и общением со священником (духовником, духовным наставником) - к нему ходит лишь каждый десятый (11%). Да и храм или мечеть регулярно, а не по большим праздникам, посещает в России лишь каждый пятый (а если без подсказок со стороны социологов - цифра и того меньше, 14%). Крайне редко люди помогают в храме или мечети».
Одновременно с этим, по данным ФОМ, около трети россиян верят в колдунов, 13% - в домовых, в деятельность инопланетян на Земле – 11%. Нашлись даже 4% россиян, кто уверен в том, что «человек может летать без всяких приспособлений». Как это сочетается с заявлением тех же людей о религиозной вере – большой вопрос.
Поэтому когда первое лицо РПЦ приводит собственные подсчёты, сколько же храмов должно приходиться на то или иное число москвичей, было бы справедливым учитывать мнение и тех, кто, к примеру, верит в колдунов. Для отправления их обрядов можно было бы строить избушки на курьих ножках. Быстровозводимые и в каждом микрорайоне Москвы.
9 декабря 2010 года 02:04 | Дмитрий Трещанин, Павел Пряников Источник http://svpressa.ru/society/article/35231/ Товарищ, верь!
Завершились религиозные праздники, которые весной отмечают приверженцы практически всех конфессий.
В бочку общего меда, елея, мирры, ладана и прочих благолепных субстанций социологи ВЦИОМ аккуратно добавили ложечку научного если не дегтя, то лакмуса. Или, точнее, устроили религиозному рвению граждан "контроль качества": разложили его на составляющие и оценили "процент натуральных ингредиентов".
Вышло - как с любым продуктом массового потребления. Немного натурального сырья, приличное количество "восстановленного" и разбавленного "улучшенной водой" жмыха, пищевые безвредные красители, ароматизаторы, "идентичные натуральным"… В целом съедобно, не отравимся. Но на вкус и цвет, дорогие товарищи…
По данным недавних опросов того же ВЦИОМ, две трети россиян соблюдают те или иные религиозные обряды. 75% считают себя православными, 5% - последователями ислама, 1% - других религий. 8% неверующие, 3% - говорят, что веруют, но ни к одной конфессии не примыкают, 5% колеблются между верой и неверием.
Из тех, кто называет себя христианами, 84% приняли крещение. Священное Писание при этом читал лишь каждый второй. Правда, и само крещение еще не указывает на религиозность человека: около трети неверующих россиян (39%) тоже крещеные - видимо, по большей части в детстве. Количество крещеных в разных регионах неодинаковое. Меньше всего их на Дальнем Востоке: 66% от общего числа в противовес обычным 86-89%.
За прошедший год доля последователей православия увеличилась на 5%, по сравнению с 2006-м годом стало вдвое меньше неверующих (8% вместо 16%). Да и к Библии интерес вырос: так, в 1989 г. утверждали, что хоть раз открыли Священное Писание, только 38%.
Даже при разговоре о Боге дьявол прячется в подробностях. В данном случае - в процентах.
Исполняете ли вы религиозные обряды, и если да, то как часто? На этот вопрос в январе 2010 г. 32% верующих ответили, что никогда и никаких. "Как придется, от случая к случаю" обряды выполняют 28%. Только по праздникам - еще 27%. Лишь по 3-4% делают это ежедневно, еженедельно или хотя бы ежемесячно.
У социологов есть такая научная хитрость: можно задать человеку "открытый" или "закрытый" вопрос. В первом случае он должен сам что-то назвать или вспомнить, во втором - выбрать ответ из уже составленного списка. Таким образом, легко замерить "глубину" тех или иных знаний, чувств, воспоминаний и т.д.
Очень любопытным оказалось сравнить ответы на такие открытые и закрытые вопросы в ходе исследования нашей, как считается, "глубокой религиозности" и всеобщего православия. Если вы считаете себя верующим человеком, то какие религиозные предписания и ритуалы вы соблюдаете? - поинтересовались социологи и замолчали в ожидании ответов.
"Да никакие", - честно сказали 38%. 17% объяснили, что посещают церковь, по 11% - что соблюдают пост и отмечают религиозные праздники, по 7% - что принимают таинства и молятся. 3% (всего три) вспомнили, что на шее у них нательный крест или другой религиозный символ. Ужасно, зато честно: из "верующих" только по 2% связывали с этим привычку "жить честно, по совести" или соблюдать все заповеди. 18% с ответом вообще затруднились.
Совсем другое дело, когда перед глазами респондентов оказалась подсказка - карточка с ответами. Тут сразу выяснилось, что религиозные праздники отмечают целых 65%, почти каждый второй (48%) носит нательные кресты или полумесяцы. По совести и в соответствии с заповедями (ах да, ну как же мы это из виду-то упустили!) живут - внимание! - 63%. 55% подают милостыню нищим, 18% участвуют в церковных таинствах.
Правда, лишь 24% знают наизусть и регулярно читают молитвы, а 76% все-таки нет.
Хуже всего дело обстоит с чтением духовной литературы (лишь 16%), соблюдением постов (17%) и общением со священником (духовником, духовным наставником) - к нему ходит лишь каждый десятый (11%). Да и храм или мечеть регулярно, а не по большим праздникам, посещает в России лишь каждый пятый (а если без подсказок со стороны социологов - цифра и того меньше, 14%). Крайне редко люди помогают в храме или мечети.
Еще одна любопытная вещь. Гораздо чаще православных последователи других христианских религий (католики, протестанты и др.) подают милостыню (86% против ортодоксальных 60%).71% неправославных христиан помогают в своем храме, тогда как среди православных это делают, по их словам, лишь 14%. Зато 70% православных утверждали в ходе опроса, что их вера - это жизнь "по совести, в соответствии с заповедями". Прочие христиане говорили так лишь в 43% случаев (кстати, среди мусульман подобный ответ давал 61%).
Неправославные христиане в гораздо большей степени "воцерковленные": они не только ходят в храм и оказывают там посильную помощь, но и чаще читают духовную литературу, общаются со священником-духовником.
Понятно, что свои религиозные чувства люди проявляют по-разному в зависимости от возраста, пола, воспитания, образования… В основном обряды соблюдают пожилые россияне (71%), а среди 18-24-летней молодежи 39% заявили, что вообще не придерживаются религиозных традиций. Женщины религиознее мужчин, они гораздо чаще совершают и обряд крещения, если принадлежат к христианской конфессии (88% против 79% соответственно).
Заповеди "не сплетничай" в священных книгах не содержится. Поэтому социологи, не оскорбляя ничьих чувств, все-таки спросили россиян: что они могут сказать о религиозных чувствах окружающих их людей? Большинство отметило в этом отношении перемены. Четверть наших сограждан уверена, что сейчас происходит приближение к вере все новых людей. Каждый пятый при этом думает, что окружающие просто перестали скрывать свои религиозные воззрения. Правда, 16% списывают такой всплеск религиозности скорее с модой и считают чисто внешним. И если последователи православия все-таки надеются, что все идет изнутри и от души, то атеисты полны скепсиса: мода, мода и еще раз мода.
Чужая душа потемки, социологи тоже над ней свечку не держали. Как раз тот случай, когда количество и качество - совершенно разные вещи, и одним другое не поверишь.
Екатерина Добрынина Опубликовано на сайте rg.ru 6 апреля 2010 г. Источник http://www.rg.ru/2010/04/06/vera-site.html Чистейшей прелести чистейший образец (с)
2 сентября. INTERFAX.RU – Москве катастрофически не хватает православных храмов, заявил руководитель синодального Информационного отдела Владимир Легойда. "Согласно имеющимся данным, в Москве один действующий храм приходится на 40 тысяч этнически православных жителей. Москва уже не является городом сорока сороков, где на каждом шагу встречается храм”, – сказал Легойда в эфире радиостанции "Говорит Москва”. По его словам, такое соотношение православных храмов на душу населения создает серьезные проблемы для приходской деятельности. При существующем положении, когда священник вынужден исповедовать 100 или хотя бы даже 50 человек подряд, "серьезная пастырская работа невозможна”, подчеркнул Легойда, выразив уверенность, что строительство новых храмов поможет решить проблему пастырского служения. (http://www.interfax.ru/society/news.asp?id=152531)
Безусловно, строительство новых храмов существенно важнее строительства детских садов или поликлиник. Душа важнее, да. Впрочем, с прискорбием следует заметить, что г-н Легойда умудрился отличиться художественным свистом в данном эпическом выступлении. Дело в том, что по состоянию на декабрь 2009 года в ДефолтСити насчитывалось 836 храмов и часовен, принадлежащих РПЦ, из которых в 782 совершаются ежедневные богослужения + еще 90 храмов и часовен находилось в стадии строительства. Ради чистоты эксперимента не будем считать 94 часовни и 20 крестильных храмов. Итого 782-20-94=668 храмов. Умножаем на 40000 "этнических православных” и… получаем цифру в 26 720 000 человек. То есть в каждом москвиче сидит по 2,5 "этнических православных”. Хехехе.
Источник http://tarlith-history.livejournal.com/1403742.html