На привокзальной площади Хельсинки, в самом людном
месте, я увидел молодую мусульманку. Весь ее вид резко контрастировал с
окружающим: черные одеяния – хиджаб, совершенно застывшая, отрешенная
поза. Финны, впрочем, не обращали на нее никакого внимания: обтекали как
статую и ныряли в привокзальные двери. Вскоре красавица последовала
вслед за мужем к такси.
В северных европейских странах Восток давно перестал
быть экзотикой. Да и у нас он не новость. Но мусульманские одеяния
вызывают некоторый интерес. Они царапают взгляд, как царапал в начале
90-х подрясник в общественном транспорте. В каком-то смысле они –
напоминание о Боге. Достаточно посмотреть на женщин в характерных
платьях и на мужчин в тюбетейках, едущих в метро на пятничную молитву в
Московскую соборную мечеть, чтобы почувствовать миссионерский окрас
одеяний. С разных сторон на мусульман обращены взгляды. От враждебных –
«понаехали тут» до заинтересованных – «куда это они, зачем?»
Конечно, всякая символика быстро приедается. Но в
большом городе да при малом числе мечетей этот миссионерский ресурс
будет у ислама долго.
В целом российские мусульмане производят впечатление
религиозных, не стремящихся к стилизации людей. Хотя, похоже, игры с
идентичностью коснулись и их. Есть в их среде, как и у православных
верующих, и «либералы», и «фундаменталисты». Даже глава российского мусульманского духовенства может позволить себе, заигрывая с
последними, шпильки в адрес христиан. «Господь един. У Него нет ни
партнера, ни сына. Он не родился и не был рожден», - пишет он в книге
«Ислам в XXI веке, или Как жить мусульманину по Корану в России» (М.:
Исламская книга, 2009). Но христиане тоже верят в единого Бога.
Именно эта вера делает возможной совместную молитву.
Современные христиане и мусульмане Сирии, как рассказал мне исламовед
Алексей Журавский, вместе молятся о хорошей погоде, о ниспослании дождя.
Но вернемся к нашей зарисовке на привокзальной
площади в Хельсинки. Женщина покорно следует за мужчиной. Наверное, ее
устраивает такая роль, она счастлива с ним. Иначе бы ушла, и либеральные
законы страны защитили ее от мужского шовинизма. Ислам жизнелюбив.
И кстати, в священный месяц Рамадан ночью никакой
супружеский пост не предусмотрен. У православных в этом смысле все
гораздо строже. И легкая попытка одного из иеромонахов поставить под
сомнение требования ушедших веков спровоцировала волну протестов.
Песенка «Если б я был султан» из известного
кинофильма «Кавказская пленница» напоминает еще об одной особенности
жизнелюбивого ислама, о многоженстве. Прот. Олег Стеняев, давно
интересующийся этой мировой религией, уверял меня, что в некоторых
сельскохозяйственных областях до сих пор сохранился интересный обычай.
Муллы разрешают приезжему брать жену – на время командировки. Приехал
человек по работе. Женился. Работа кончилась. Развелся и уехал. Впрочем,
учитывая беспорядочность половых отношений в современном мире, такая
практика не кажется ужасной…
Говорят, русские женщины легко выходят за мусульман.
Положение второй или третьей жены их не смущает: было бы обеспечение. И зачастую эти женщины становятся в мусульманских странах прихожанками
русских православных храмов. Видимо, под влиянием верующих, в них,
стихийных атеистках, пробуждается религиозное чувство, и муж не слишком
упорствует в том, какую веру должна исповедовать жена.
И все-таки проблема есть. «Русским женщинам, вышедшим
замуж за мусульманина, естественно принимать веру мужа, и так в
большинстве случаев оно и бывает.
Мусульманский клир стремится к просвещению своей
многонациональной паствы. И поэтому считает желательным посещение
женщинами мечети. Но в исламском мире по этому поводу нет единого
мнения. Помнится, несколько лет назад мусульманское духовенство Бухары
порекомендовало женщинам вообще отказаться от посещения молитвенного
собрания. Мол, в установленное время можно молиться и дома. А что в
Коране непонятно, муж не хуже муллы объяснит.
Была и другая похожая история в Афганистане. Там был
принят «Закон о личном статусе шиитов». Согласно этому документу,
шиитским женщинам запрещалось уходить из дома без «уважительных причин» и
отказывать мужьям в сексе, указывалось даже, что заниматься любовью
супруги должны не реже, чем раз в четыре дня. Популистский закон,
вызвавший возмущение во всем мире, изменили. Но сам факт его принятия
свидетельствует о многом.
Религиовед Алексей Журавский считает, что подобные
явления связаны с реакцией ислама на процессы секуляризма. По его
словам, раньше, в веке так восемнадцатом, женщина была куда свободней,
чем сейчас. Да и в некоторых исламских регионах, например, в Иране, она
достаточно свободна – водит такси, занимается журналистикой…
Вопрос о терпимости, конечно, очень интересная тема.
Тауфик Ибрагим, автор книги «На пути к коранической толерантности»,
показал, что хадисы, вроде «Убейте того, кто поменяет свою религию»
нужно рассматривать вместе с другими хадисами на ту же тему, в более
широком контексте, а не так, как делают это фундаменталисты.
Ислам в интерпретации Тауфика Ибрагима привлекателен.
Но насколько его разделяет большинство верующих? В исламской умме в
Европе сейчас идет жесткое противостояние между теми, кто стремится к
европейскому исламу, исламу как к культурной и духовной традиции, и
теми, кто мечтает о еврохалифате.
Похожее противостояние идет и у нас. И пока не ясно, какие силы в умме одержат победу.
Но совершенно ясно другое. Если загнать в Москве
вторую по численности верующих религию в подполье, то через поколение
это обернется тотальным торжеством радикального ислама, и проект
Московский халифат будет реализован.
Власти Москвы еще при Лужкове выделили восемь участков под строительство мечетей.
И было бы очень неплохо, чтобы они на этих участках, действительно,
были построены. И чтобы при мечетях существовали специальные места для
забоя скота. Действительно, не должна кровь ритуальных животных течь по
улицам наших мегаполисов.
Строительство мечетей, на мой взгляд, в интересах титульной нации.
Нам нужен культурный ислам. Ислам вменяемый. Ислам, контролируемый со
стороны гражданского общества.