Газета "Наш Мир" br>Как развивается исламская экономика в странах СНГ в условиях кризиса? Об этом, а также о перспективах шариата на постсоветском пространстве, Ислам.ру попросил рассказать директора Центра исламской экономики и права, магистра международного университета "Аль-Азхар" Марата Смагулова (Астана, Казахстан).
Как был создан и чем занимается возглавляемой Вами Центр исламской экономики и права Казахстанского гуманитарного юридического университета? Востребована ли ваша деятельность в современном Казахстане?
В настоящее время в республике возросло количество мусульман, интересующихся разрабатываемой нами проблематикой. Но многие вопросы исламской экономики и права, банковского дела в рамках мусульманского законодательства остаются неизученными. Поэтому, чтобы распространять идеи исламской экономики и права, необходимы соответствующие интеллектуальные, научные, учебные, кадровые ресурсы. В результате в 2006 г. был основан Центр исламской экономики и права. Он осуществляет свою деятельность как структурное подразделение Казахстанского гуманитарного юридического университета.
Идея создания этого Центра появилась в результате плодотворного сотрудничества КазГЮУ и Исламского банка развития. В рамках этого с 2003 г. проводились семинары, учебные курсы и конференции с участием Исламского института исследований и обучения (ИИИО).
Совместно проведенная работа КазГЮУ и ИИИО показала большую заинтересованность специалистов Казахстана и других стран СНГ в обучающих семинарах по исламской экономике. Слушателями были работники государственных структур (министерства экономики, министерства финансов и министерства иностранных дел), а также специалисты финансовой негосударственной сферы (банки, страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды). Кроме казахстанских специалистов участие приняли представители указанных структур из Азербайджана, России, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.
В соответствии с возложенными задачами ЦИЭиП будет осуществлять: - проведение исследований в области исламского права и экономики; - обучение и подготовку специалистов по исламской экономике и праву; - организацию и проведение курсов повышения квалификации для преподавателей и специалистов в области исламской экономики и права; - разработку учебных пособий и материалов по исламской экономике и праву; - создание библиотечного и учебного фонда; - организацию семинаров, лекций, международных научных конференций и др. мероприятий при содействии ИБР и ИИИО; - развитие и укрепление международных связей со странами исламского мира.
Сегодня много говорится о необходимости интеграции мусульман постсоветсткого пространства, о евразийском исламском проекте. Что Вы думаете по этому поводу?
Я думаю, что евразийский исламский проект будут развивать мусульмане-интеллектуалы. Что же касается «шейхульисламов» и муфтиев, то пока они не могут разобраться между собой в России, не говоря о евразийском пространстве. Так что придется поработать мусульманской элите.
Интеграция мусульман постсоветского пространства - процесс нелегкий и долгий… Если президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву стоило стольких усилий и времени, чтобы евразийские государства объединились в СНГ, ЕвразЭС, ОДКБ, ЕЭП, ШОС.., то нам, мусульманам, это сделать будет намного сложнее в силу нашей неподготовленности и амбиций...
В Британии на официальном уровне вводятся некоторые нормы шариата в законодательство страны. На Ваш взгляд, где-нибудь на постсоветстком пространстве, в частности, в Казахстане, может быть предпринято что-то подобное, например, в семейно-брачной сфере, экономике, гражданских спорах и др.?
Обязательно будет предпринято. Это веление времени. Просто нам, мусульманам, надо быть «на уровне», чтобы предлагать подобное.
Я знаю, что на данный счет постоянно пишет проф. Леонид Сюкияйнен. Надеюсь, что плоды его трудов по исламской юриспруденции мусульманские исследователи сохранят и приумножат. А от себя лично хотел бы поблагодарить его за усердия в такой сложной области как фикх (шариатское право).
Кстати, в Казахстане уже на завершающей стадии находится принятие закона об исламском банкинге и финансировании. Также изучается институт баев и ханов великой степи, которые правили по канонам шариата.
Вопрос больше философского плана. Исламский мир сегодня серьезно отстает по всем параметрам от развитых держав мира. В чем, Вам кажется, основная причина упадка, и в чем, соответственно, Вам видится выход из нынешней ситуации?
После того, как колонизаторы ушли из мусульманских стран, они не дали им возможности развивать свою экономику, военное дело и новейшие технологии. Поэтому большинство арабских стран являются их сырьевым придатком. Также и разделение «церкви и государства», как и разделение светских и религиозных дисциплин, дали «негатив» в исламском мире. Не говоря о том, что много шариатских принципов, в частности, шура (совещательность), игнорируются правителями…
Я не хочу рассуждать о том, почему мусульманские страны пришли в упадок и стали колониями. Но синдром «постколониального периода», по-моему, еще не прошел. Мы только встаем на ноги…
А то, что мусульмане стали говорить об этих проблемах, уже позитив. Я думаю, что для «прорыва» страны исламского мира должны больше взаимообогащать друг друга. У каждой страны и у многих исламских организаций есть свой план действий. Уровень развития и возможностей также неоднороден. Да и недоброжелатели не спят!
Но в плане развития принципов Ислама я, как теолог, в первую очередь вижу разлад в «законоположении о приоритетах». Каждая организация или община на основе шуры должна разработать срединный путь своего развития. А это можно сделать только исходя из реальной жизни и приоритетов.
Нам всегда подкидывают модные концепции, чтобы не думали об исламских ценностях. Или же стравливают мусульман на проблеме «усов и трусов», или же качеств Аллаха: есть ли у Него «рука», «нога», «лицо»?! Мы не соблюдаем приоритетов, как в практике Ислама, так и в призыве к нему...
Коран был ниспослан как руководство для пробуждения и наставления разума человека. Я слышал, что в Японии даже есть Министерство приоритетов !!! Незнание приоритетов, которым охвачен даже «традиционный Ислам», убивает разум и сознание человека, а также свободу, инициативу и ответственность. Пока мы не упорядочим приоритеты в наших действиях, мышлении, взаимоотношениях и образе жизни, мы будем «плавать»…
Каким Вам видится место и роль Казахстана в исламском мире?
Казахстан - это последняя страна в Евразии с мусульманскими корнями, хотим мы этого или нет. А многовекторная политика нашего государства предполагает и развитие исламского вектора во всех областях жизни.
Исламский мир открыт для нашей страны. Президент Н. Назарбаев сказал, что в 2011 году Казахстан будет председательствовать в одном из авторитетных объединений – Организации Исламская конференция. И это говорит о многом.
Как сказался мировой финансовый кризис на казахстанской экономике, в частности, на развитии исламского банкинга?
Как ни странно, мировой финансовый кризис, ударивший и по экономике Казахстана, дал возможность нам развивать исламский банкинг. Мы открыты для сотрудничества со всеми структурами, в том числе и с исламскими.
Создаваемый совместно с Катаром первый в СНГ Банк исламского финансирования, о котором заявил Н. Назарбаев во время участия в работе Всемирного экономического форума по Ближнему Востоку в египетском Шарм эль-Шейхе, также служит доказательством этого. А офис Исламского банка развития по странам СНГ и Восточной Европы уже давно работает в Алматы.
В целом, есть ли перспективы у исламского банкинга в Казахстане и вообще на постсоветстком пространстве?
Конечно, есть. Посмотрите на работу исламских банков в Европе и Америке. А нам Сам Бог велел развивать эту систему. Я уже говорил о принятии законоположения об исламском банкинге.
Сегодня многие представители, прежде всего, бизнес-элиты, но не только - в том числе политической, культурной, даже государственной сферы мусульманских стран СНГ начинают обращаться к Исламу. Я наблюдаю этот процесс повсеместно. В чем, как Вам кажется, причина этого?
Люди, помимо их воли, ищут свои корни. Многим уже надоели всякого рода концепции, западные идеологии, модные теории, которыми их закармливают СМИ. Разумные люди всегда ищут истину.
Кто-то хвастается своими предками или знатностью. Но потом понимает, что все это наносное. Поэтому большое количество продвинутых людей обращается к тем корням, которые делали их предков сильными и уверенными. И после размышлений и исследований они неизбежно приходят в Ислам.
|