Газета "Наш Мир" br> Массовые беспорядки, состоявшиеся в Москве, вызывали большой резонанс в мировых СМИ, в экспертных и политических кругах. Общее описание ситуации можно свести к ставшему уже привычным набору мнений и оценок. Каковы его основные составляющие?
Первый тезис сводится к тому, что Россия находится на грани распада, межнациональные противоречия непреодолимы, в стране скоро воцарится хаос. Суть второго тезиса в том, что во всем виноваты российские власти, которые, которые будто бы, «поощряли националистические настроения, культивировали ксенофобию» и. т. д.
Третий тезис, высказываемый вполголоса, в основном через экспертные круги, сводится к тому, что Россия является «недостаточно светской» страной, что традиционные религии играют слишком большую роль в общественной жизни. А это, мол, способствует межконфессиональной розни, и, в частности, росту конфликтов между христианами и мусульманами.
В соответствии с этими стереотипами России предлагается определенная программа действий, которую можно свести к нескольким пунктам. Прежде всего, России предлагается пойти по пути децентрализации и отказа от интеграции национальных меньшинств. События, происходящие в Москве и других российских городах, преподносятся как нечто уникальное, не имеющее аналогов в других странах. Между тем, массовые выступления на почве межнациональных конфликтов и/или на почве конфликтов молодежных групп со стражами порядка в 2005 году происходили во Франции («война предместий»), в 2008-2009 годах – в Греции. Беспорядки в Греции, поводом для которых стало убийство полицейскими 15-летнего подростка Александроса Григоропулоса, вообще изначально развивались по схожему с московскими событиями сценарию.
В сентябре уже нынешнего, 2010 года, прошли массовые беспорядки в Лос-Анджелесе (США), вызванные действиями полиции против иммигрантов из Гватемалы. О том, что происходило в том же Лос-Анджелесе в 1992 году в ходе продолжавшейся три дня межнациональной бойни, унесший жизни 55 человек и причинившей городу ущерб на суммы, исчисляемые миллиардами долларов, лучше, видимо, вообще не вспоминать. В том, что касается подобных трагедий, любые сравнения неуместны – однако следует констатировать, что России с ее вполне реальными проблемами в сфере межнациональных отношений все же далеко до Парижа и Лос-Анджелеса. Но кому-то, по видимому, очень хочется, чтобы РФ как можно быстрее догнала и перегнала Запад по этому показателю.
Иностранные наблюдатели единодушно порицают милицию за «мягкость» в отношении участников акции на Манежной площади. Любопытно, что после инцидентов, следующих за несанкционированными выступлениями либеральной оппозиции, «несогласных», западные телеканалы оперативно сообщают о числе задержанных, но затем забывают проинформировать публику о том, что вскоре большинство демонстрантов отпущено. Сейчас же все наоборот: в репортажах из Москвы акцент делался на том, что большинство задержанных отпустили по домам, и это ставилось милиции в вину.
Судя по тональности большинства комментариев, западные наблюдатели предостерегают российские власти от какого-либо диалога и требуют репрессий в отношении националистической молодежи. Любые попытки властей наладить какие-то каналы коммуникации с последней жестко осуждаются как «недопустимое заигрывание», «потакание» и. т. д.
По сути дела, на российские власти оказывается информационное давление с целью вынудить действовать в определенном направлении. И направление это надо признать тупиковым, поскольку карательные меры, как признают сами же авторы таких рекомендаций, приведут лишь к росту напряженности. Внешнее давление уже привело к тому, что многие российские чиновники избегают использовать слово «русский» в официальных документах и деловой переписке – это считается неполиткорректным и опасным. При этом западные СМИ, в мельчайших деталях описывающие беспорядки в Москве, в упор не заметили позицию ряда организаций, представляющих живущих в столице кавказцев и высказавших стремление вести диалог не только с властями, но и с подобными же структурами, представляющими интересы русских.
Теперь давайте зададимся еще одним вопросом: может быть, сигналы, посылаемые в Россию с Запада, помогают властям наладить отношения с мусульманами, с представителями народов Кавказа? Может быть, маргинализация традиционных конфессий, снижение их общественного статуса – это путь к межнациональному миру? Рассмотрим простой пример – вопрос о так называемой «дискриминации сексуальных меньшинств», который все чаще поднимается на уровне госдепа США, структур ЕС, международных неправительственных организаций и. т. д.
Знают ли на Западе о том, что в основе российской идентичности народов Кавказа лежит представление о России как стране, где традиционные ценности пользуются уважением государства? Задаются ли они вопросом, как будет воспринят мусульманским сообществом гей-парад в Москве, проведение которого усиленно лоббируется сейчас на самом высоком политическом уровне?
Объективному наблюдателю понятно, что такая акция будет воспринята лояльными России мусульманами как акт цивилизационного разрыва, после которого говорить о российской идентичности на основе общих духовных ценностей станет уже невозможно. Для тех же, кто находится под влиянием экстремистов, спекулирующих религиозными лозунгами, выводы будут еще более радикальными.
Напрашивается вывод: либо западные наблюдатели добросовестно заблуждаются, либо сознательно выписывают рецепты, от которых больному станет только хуже. Следуя им, российские чиновники равным образом настроят националистическую молодежь и выходцев с Кавказа как друг против друга, так и против себя. Несколько лет такой политики – и распад России, о котором сегодня некоторые «доброжелатели» РФ могу только мечтать, станет вполне вероятной перспективой.
Но может быть, именно это и нужно «доктору», вместо компетентного лечения занимающегося подготовкой больного к плановой эвтаназии?
|