Газета "Наш Мир" br>За последнюю тысячу лет лишь Наполеону и Гитлеру удавалось насильственно прерывать деятельность монастыря на горе Михаэльсберг в Зигбурге. Теперь братья приняли добровольное решение покинуть монастырь. Почему?
С середины 11 века на горе Михаэльсберг в рейнском городе Зигбург существует обитель монахов-бенедиктинцев. Впервые за всю его историю братья приняли добровольное решение покинуть монастырь. Жители города не могут поверить в то, что бенедиктинцы покидают Зигбург, хотя постепенное закрытие монастыря началось еще в мае: сперва были ликвидированы убыточные ресторан и сувенирная лавка, затем книжный магазин. Маленькая молодежная гостиница доживает последние дни. А к весне перестанет существовать и древнее аббатство. Что случилось?
Ликера не хватает В опубликованном к началу рождественского поста публичном заявлении братии говорится, что ими принято "окончательное решение: наша община вынуждена прекратить свое существование в этой обители".
Вынуждена по целому ряду причин как практического, так и духовного характера, поясняет патер Кристиан (Pater Christian): "Во-первых, монастырь расположен в зданиях из совсем другой эпохи. Самые новые из наших келейных корпусов были возведены в 17-18 веках, есть готические и романские постройки. Эти здания сложно и дорого ремонтировать, отапливать и так далее. Монастыри в Германии, в отличие от приходских церквей, не получают поддержки за счет налога, который платят верующие, и вынуждены рассчитывать исключительно на собственные возможности".
Именно поэтому при множестве немецких монастырей расцветают всевозможные "побочные производства": например, для соседнего бенедиктинского аббатства "Мария Лаах" важным источником дохода являются монастырский сад и оранжереи. Многие монастыри, с незапамятных времен располагающие крупными угодьями, живут за счет сдачи земли в аренду. Но монастырь, основанный в 1064 году кельнским епископом Анно (кстати, причисленным к лику святых), такими угодьями не располагает.
Основным источником дохода для монастыря в последние десятилетия было производство "Зигбургского монастырского ликера", разновидности "бенедиктина", рецепт которого был изобретен бенедиктинцами еще в 15-ом веке. Это предприятие и сегодня доходное, монахи сами делают ликер по древним рецептам, сами его разливают и продают. "Но получаемых доходов совершенно недостаточно, чтобы содержать такой гигантский монастырь, – сетует патер Кристиан. – А пожертвования существенно сократились в последние годы. Правда, сейчас, движимые возмущением или сожалением по поводу закрытия аббатства, нам многие предлагают поддержку. Но что будет через год, через два? Да и несерьезно было бы строить планы на будущее, исходя только из пожертвований", – добавляет монах с грустной улыбкой.
Проблемы поколений
Но не менее важной является и еще одна причина, на которую указывает отец Кристиан: "Наша община состоит из очень молодых и очень пожилых братьев. Нет, что называется, "среднего звена", то есть именно тех, кто мог бы достойно нести духовное бремя руководства общиной".
Тридцатипятилетний отец Кристиан, принявший постриг три года назад, так сказать, "старший из младших". Из 36 монахов семеро двадцатилетних. Остальным – от семидесяти и выше. То есть, нет людей в возрасте активного и зрелого служения.По словам монаха, такого рода явления наблюдаются во многих монастырях. Но кому-то все-таки удалось справиться с этим кризисом, а кому-то – нет.
Нередко пополнение обеспечивала личность харизматичного настоятеля. Очевидно, чем привлекают и прекрасные древние обители в горах Тосканы или в Альпах. В Зигбурге уединение обрести сложно: монастырь расположен хоть и на горе, но практически в самом центре оживленного городка. Что дальше?
Теперь каждый из монахов снова сам должен определить свою судьбу: просить о принятии его в другой монастырь или жить дальше в миру. Болезненный процесс для членов общины, которые, уходя в монастырь, думали, что принимают решение "на всю оставшуюся жизнь", это процесс болезненный. "Но, с божьей помощью, мы с ним справимся, и все будет хорошо," – уверен отец Кристан.
За тысячу лет существования общины ее "отменяли" дважды: в 1803 году Наполеон издал указ о секуляризации монастыря, который служил после этого более ста лет казармой и тюрьмой. Вторым стал Гитлер, по личному распоряжению которого бенедиктинцы были изгнаны из обители в 1941 году. И оба раза монастырская жизнь возрождалась. Что будет на этот раз? В любом случае сам монастырь останется под попечением Кельнского епископата. Монастырская церковь будет действовать и дальше. Возможно, корпуса будут использоваться для проведения духовных семинаров.
|