Газета "Наш Мир" br>Все, кто в 2050 г. будет старше 45 лет, уже родились на свет. Это означает, что эксперты по демографии могут делать почти точные прогнозы о тенденциях мирового населения на весь период до 2050 г. И они говорят нам, что большая часть малышей мира подрастает именно в мусульманских домах и общинах. Этим мусульманским пятилеткам стоит быть пошустрее. Смотрите, с чем им придется иметь дело.
В ближайшие 4 десятилетия население арабского мира может увеличиться на 114% и достичь 700 млн. Сейчас средний возраст в регионе равняется 22 годам, при этом молодежь (лица в возрасте от 15 до 24 лет) по своей численности составляет 32% от взрослого населения.
Коэффициент фертильности (среднее число рождений на одну женщину репродуктивного возраста) в мусульманском мире сокращается, но по сравнению с Европой и Россией он остается высоким. В арабском мире – в Палестине, Йемене, Сомали, Судане и Ираке – он составляет 4-6,5. В Египте, Сирии и Саудовской Аравии – 3-4. Позитивная динамика. Однако в Северной Африке, в Ливане и в других странах Персидского залива этот коэффициент гораздо меньше, лишь 2-3.
В остальном мусульманском мире коэффициент фертильности равен примерно 3, за редким исключением – 7,5 в Афганистане, 4 в Пакистане. В Иране, хотя это пока не так заметно из-за прежнего бума рождаемости, этот коэффициент серьезно снижается. В то же время, в Турции, одной из старейших «современных» мусульманских стран, средний возраст населения составляет 27 лет, а уровень фертильности скатился почти к 2 – т. е. семья из 2 человек производит на свет 2 детей и никакого прироста не получается. Мусульманская Албания – единственная страна в Восточной Европе, где этот коэффициент все еще держится выше 2 и составляет 2,3.
При этом ожидаемая продолжительность жизни в мусульманском мире увеличивается. Среди арабов этот показатель увеличился с 42 до 67 лет, а к 2050 г. может достигнуть 77 лет. А это означает – множество родителей, бабушек и дедушек, о которых надо позаботиться. Но ресурсов для этого будет не так уж много. Экономики большинства мусульманских стран (за исключением Малайзии) изрядно потрепана. Арабская молодежь, к примеру, имеет дело с одним из самых высоких уровней безработицы в мире – 20% по региону: 28% в Иордании, 31% в Тунисе, 39% в Палестине, 43% в Алжире. В ряде мусульманских стран рост безработицы происходит параллельно с увеличением уровня образования. Большинство безработных Египта – выпускники колледжей.
Это означает, что увеличивается и возраст вступления мужчин-мусульман в брак. В общем, двое из пяти молодых людей в мусульманском мире не женаты и не работают. При том, что уровень фертильности в мусульманском мире в ближайшие 40 лет будет стабильно снижаться, в 2020-е гг. ожидается мини-бум – в странах с ныне низким уровнем фертильности (Северная Африка, Центральная Азия, Иран) появится огромная прослойка молодого населения – 21% в Марокко, 32% в Алжире, 29% в Ливии, 12% в Тунисе. В Центральной Азии этот показатель будет составлять около 16%, а в Иране – 30%.
Если добавить к этому высокую рождаемость в других уже названных мусульманских регионах, получается немалый объем молодого человеческого капитала со стремлениями и амбициями. А поскольку рождаемость в религиозных семьях более высокая, чем в «светских», специалисты по демографии ожидают увеличения доли религиозно практикующего населения. При этом там, где мусульмане проживают в многонациональных обществах (к примеру, на Западе), их темпы роста существенно обгонят страновые.
Один лишь взгляд на ведущие мировые общества, главным образом западные, показывает тенденции, противоположные наблюдаемым в мусульманском мире. Безудержное сокращение населения неизбежно для многих стран Европы. Интересно, что Америка до 2050 г. будет демонстрировать стабильность демографических показателей. И хотя темпы роста ее населения не сравнятся с темпами роста в других частях планеты, ее пропорции будут увеличиваться по сравнению с остальным Западом. Это относительное увеличение отражается и в растущей доле носителей английского языка на Западе – как ожидается, эта доля подскочит более чем до 50%.
Это означает, что при реализации этих прогнозов американское влияние на Западе и в остальном мире будет и дальше расширяться. И если нынешняя политика шовинизма и милитаризма сохранится, то в 2020-х гг в мире будет достигнут пик нестабильности, в центре которой будут мусульмане, Восток и Запад.
Я надеюсь, что наша мусульманская молодежь в Америке и за ее пределами принимает все это во внимание. У них столько тяги к божественным откровениям, к Сунне, столько политической смелости чтобы изучать и обучать, чтобы нивелировать махинации правящих элит тут и там. В 2050 г. многих из нас уже не будет в живых, и мы не увидим того, что произойдет на самом деле. Если наша мусульманская молодежь не справится со своей задачей миротворчества, если они не будут понимать Ислам в достаточной мере, чтобы следовать кораническому призыву и искать общее, а не различия, многих из них тоже не будет на свете.
Амир Халим,
журнал «Al Jumuah»
|