Газета "Наш Мир" br>
В октябре с.г. в американском штате Висконсин произошел скандал.
Глава отделения Республиканской партии в этом штате Райнс Прибас трижды в
течение одной пресс-конференции заявил, что «Обаму нужно казнить». Это
была оговорка: в голове республиканца произошло замещение имени Усамы
бен Ладена (Osama) на фамилию Обамы (Obama). Впрочем, немудрено
ошибиться: в США настойчиво и последовательно проводится
пропагандистская кампания под условным названием «Обама бен Ладен» – от
публикации коллажей, на которых американский президент одет, как бен
Ладен, и помещен в соответствующий антураж, до продажи в Интернете
бейсболок с надписью «Obama bin Laden» по 15 долл. за штуку.
Что говорится и как понимается
Президент-демократ Барак Хусейн Обама был делегирован в Белый дом
американской элитой и разными лоббистскими группами и группами влияния с
явной целью способствовать решению накопившихся и обострившихся проблем
взаимоотношений Америки с исламом и исламским миром. За кулисами этого
процесса скрываются политтехнологи, спичрайтеры и специалисты по пиару,
которые понимают задачу, но, как нам кажется, не вполне ориентируются в
контекстах – тех условиях и обстоятельствах, которые трансформируют и
деформируют месседжи демократической администрации.
Впервые в истории США присягу принес президент, в имени которого было
имя отца-мусульманина – Хусейн, да и сам он получил имя,
распространенное среди мусульман Индонезии, – Барак, что ассоциируется с
«благословением Аллаха». При этом имя отца Обамы – Хусейн – напоминает
американцам еще и о Саддаме Хусейне.
Первое, что сделала новая администрация, – это изменила дискурс,
обращенный к исламскому миру, проявлением чего стала заранее
разрекламированная «Каирская речь» Обамы. Сначала предполагалось ее
произнесение в «Аль-Азхаре» – мировом центре суннитского ислама, но
из-за протестов, в том числе и египетского духовенства, речь прозвучала
на нейтральной площадке – в Каирском университете. Она не произвела
задуманного впечатления. Реакция исламского мира была такая: пусть
Америка на практике покажет, что ее отношение к нам изменилось к
лучшему.
Трудность ситуации, в которой оказался Обама, не в последнюю очередь
связана с тем, что его риторика и политика имеют одновременно по меньшей
мере два внутренне неконсолидированных адресата, чьи интересы, системы
ценностей и представления о мире различаются кардинальным образом. С
одной стороны – американцы, простые избиратели и различные группы
интересов и влияния, включая как протестантских фундаменталистов, так и
местных мусульман, с другой – тот самый ислам или исламский мир, который
чрезвычайно далек от монолитности и чья относительная консолидация во
многом достигается только за счет поддержания образа общего врага – тех
же США. Эти адресаты и их конкурирующие фракции ревниво прислушиваются и
присматриваются ко всем концептуальным и практическим начинаниям Обамы,
обращая внимание не столько на некоторые достижения, сколько на ошибки и
непоследовательные действия.
Связанный с исламом дискурс Обамы включается в разные контексты – уже
сложившиеся в американском (и не только американском) массовом сознании
и сознании политического класса установки, стереотипы, своего рода
инерцию сознания. И эти контексты трансформируют, а то и деформируют
содержание высказываний Обамы об исламе. Команде Барака Обамы не удается
сформировать дискурс, который бы удовлетворял всех адресатов
одновременно. (Большой вопрос – возможно ли это в принципе). Контекст
преобладает над текстом. Обама превращается в Усаму для одних, в
мусульманина для других, в вероотступника для третьих и т.д. Посмотрим,
как это происходит.
Мусульманин для американцев и вероотступник для мусульман
В августе 2010 года авторитетный исследовательский институт Pew Forum
on Religion & Public Life провел исследование, из которого
выяснилось, что 18% американцев считают Обаму мусульманином. Правда,
согласно опросу, 43% американцев вообще не знают, какую религию
исповедует американский президент.
Мусульманином в США Обаму наверняка считают в подавляющем большинстве
случаев немусульмане. И в глазах немалого количества американцев это –
негативная характеристика их президента. В марте 2006 года тот же
исследовательский центр Pew Forum on Religion & Public Life
опубликовал данные, согласно которым почти половина респондентов – 46% –
относится к исламу отрицательно.
Видя такое дело, администрация Белого дома стала «оправдывать» Обаму.
20 августа с.г. перед журналистами выступил официальный представитель
Белого дома Билл Бертон. Он заявил, что президент по вероисповеданию
христианин и ежедневно совершает молитвы.
Пятую часть американцев, как видим, это не убеждает. Кто-то обращает
внимание на то, что заявление о христианской принадлежности сделал не
сам президент, а его представитель. Кто-то может знать, что в Коране
сформулирован принцип, получивший название «такия»: «Кто отказался от
Аллаха после веры в Него – кроме тех, которые вынуждены, а сердца их
спокойны в вере – только тот, кто открыл неверию свою грудь, на них гнев
Аллаха, и им – наказание великое» (16:106) (выделено мной. – А.И.).
Зная о принципе «такия», который позволяет мусульманину (как шииту,
так и сунниту) скрывать свою действительную веру из каких-то соображений
(например, из-за опасности подвергнуться преследованиям и репрессиям),
они могут думать, что Обама именно так и поступает.
Предпринимаются и более тонкие ходы. В ноябре с.г. третья жена деда
американского президента Сара Огвэлл, живущая в Кении, совершила второй
хадж за счет Саудовской Аравии и дала в Мекке саудовской газете
«Аль-Ватан» интервью, которое было воспроизведено и прокомментировано во
всех западных СМИ. Бабушка Обамы сообщила всему миру: «Я много молюсь
Аллаху, чтобы мой Барак принял ислам». Из этого должно следовать, что
Барак Хусейн Обама, по свидетельству его бабушки-мусульманки, не
является мусульманином.
Но после того как стало известно, что Обама христианин, он в глазах
мусульман оказывался вероотступником (араб. – «муртадд»), который, что
несомненно, родился и был какое-то время мусульманином, но в известный
момент времени перешел в христианство, что с позиций ислама и есть
вероотступничество (араб. – «ридда»), преступление большее, чем неверие
(араб. – «куфр»). Наказание за вероотступничество – смерть, если человек
не ответит покаянием и возвращением в ислам после трех обращенных к
нему призывов. И в июне 2009 года, накануне выступления Барака Обамы в
Каире, некие «Единобожники Египта» (Муваххиду Ард аль-Кинана) разместили
в арабоязычном исламистском Интернете призывы к убийству Барака Обамы и
инструкции, как это сделать с использованием пояса шахида. Еще более
показательна 20-тысячная антиобамовская демонстрация индонезийских
исламистов в Джакарте накануне приезда Барака Обамы в ноябре с.г., хотя,
по расчетам организаторов визита, индонезийцы не должны были бы
встретить его с радостью: ведь на земле Индонезии маленький Барак, как
считается, стал мусульманином…
Не исключено, что политтехнологи из команды Обамы вообще хотели
сделать его своего рода символом или воплощением единства ислама и
христианства. Обращает на себя внимание тот факт, что за некоторое время
до последних президентских выборов в среде афроамериканцев в США стал
реализовываться весьма любопытный проект – двойная религиозная
принадлежность. Появились и получили рекламу в СМИ люди, утверждающие,
что они одновременно являются и христианами, и мусульманами – вплоть до
того, что они посещают и церковь, и мечеть.
«Новый курс» американской администрации, который анонсировали во
время предвыборной кампании и после избрания Барака Обамы президентом в
отношении ислама и исламского мира, не удался. Не только потому, что
Соединенные Штаты не в состоянии быстро развязать те узлы проблем и
конфликтов, которые существовали и остаются до сих пор, но и потому, что
не вполне адекватно выстроен апеллирующий к исламу дискурс
американского президента.
|