Газета "Наш Мир" br>В течение трех недель после начала советского вторжения в Афганистан секретарь британского кабинета сэр Роберт Армстронг вел переговоры о том, как наладить скрытый канал поставок военной помощи исламскому сопротивлению, которое вело бои с русскими.
Подробная информация о том, как быстро были найдены тайные маршруты для поставок оружия для помощи моджахедам, стала известна из секретных правительственных документов, опубликованных в разделе «Национальные архивы» согласно правилу раскрытия информации спустя 30 лет.
Документы показывают, как обширные военные и дипломатические усилия – скоординированные с западными союзниками – были предприняты для того, чтобы победить СССР, и как Тэтчер пыталась препятствовать участию в Олимпиаде 1980 года.
Вскоре после того, как спецподразделения КГБ заняли Кабул 27 декабря 1979, глава МИД Великобритании Лорд Каррингтон выразил такую точку зрения: «Русские прибегают к большой лжи, говоря, что они вмешались по приглашению афганских властей. Мы должны использовать всякую возможность, чтобы заставить их чувствовать себя неудобно и довести до их сознания последствия их действий».
В середине января Армстронг послал записку с грифом «лично, секретно» премьер-министру на встрече в Париже между американскими, французскими, немецкими и британскими представителями.
«Немного обсудили вопрос поддержки афганского сопротивлению вторгнувшимся советским войскам, - объяснил он. - По очевидным причинам, я прилагаю их отдельно от записей остальной беседы».
Збигнев Бжезинский, американский советник по национальной безопасности, рекомендовал предоставить афганским сепаратистам на «передовых позициях» прямо у пакистанской границы «ракеты «земля-воздух» для защиты от воздушных атак».
Французская сторона предложила переправлять военную помощь посредством иракцев. Задача Запада, говорили они, чтобы «держать исламский мир в состоянии возбуждения в связи с советским вторжением, и помощь продолжающемуся сопротивлению сепаратистов могла бы этому способствовать».
Армстронг подчеркнул, что нужно избегать пограничной войны, но «до тех пор, пока афганцы не будут готовы продолжить военное сопротивление сепаратистов, а Пакистан не будет готов молчаливо согласиться на размещение на своей территории базы для такой деятельности, Запад вряд ли может отказаться предоставить поддержку там где может, с соответствующей осторожностью».
Секретарь кабинета также послал записку Тэтчер, Каррингтону и «Си» (главе службы разведки MI6), говоря о том, что военная помощь необходима для того, чтобы «приободрить и поддержать сопротивление».
Армстронг заявил, что вмешательство «осложнит процесс советского замирения Афганистана и даст уверенность в том, что этот процесс займет значительно больше времени, нежели он может занять при иных условиях, а наличие партизанского движения в Афганистане станет концентрацией исламского сопротивления, которое желательно продолжать стимулировать».
Были и дальнейшие «секретные переговоры четырех держав» в Лондоне. 1 февраля Каррингтон проинформировал Тэтчер, что одна из основных рассматриваемых идей заключалась в «поддержке патриотов внутри Афганистана путем скрытых поставок оружия и обучения. Французские официальные лица это приветствуют. Китай также заинтересован; и США в этом отношении тоже весьма активны. Мусульманские деньги уже текут, и возможно этого будет достаточно».
Западногерманский канлцер Гельмут Шмидт назвал позицию США «абсолютно опасной» и представляющей собой «ясную и четкую опасность третьей мировой войны».
Но отношения США и Британии в области разведки тоже не всегда были гармоничными. Объединенный разведкомитет правительства (Joint Intelligence Committee – JIC) писал: "FCO хотелось бы знать, существуют ли какие-то доказательства, подтверждающие утверждения ЦРУ от 4 марта о том, что «есть некоторые признаки, что Советы могут закладывать основу для военных – или иных – операций против Пакистана».
Оценки сотрудников JIC были пренебрежительными, в том ключе, что не было подтверждающих доказательств, и «на самом деле разведданные, доступные ЦРУ, не оправдывают такого утверждения».
Вооружение Западом моджахедов в Афганистане считается одним из сопутствующих факторов, способствовавших подъему «Аль-Кайеды». Усама бен Ладен был постоянным саудовским финансистом моджахедов.
Также вскрылись и другие антисоветские подходы. Британское правительство обсуждало вопрос расширения трансляций свободного мира на Советский Союз и мусульманский мир. Каррингтон предложил предотвратить приезд герцога Эдинбургского в Москву на Олимпийские игры тем летом.
20 января президент США Джимми Картер послал премьер-министру Британии предварительное уведомление о своем намерении объявить, что США бойкотируют игры, и спрашивал, не хочет ли Лондон подержать Вашингтон в этом вопросе. Эта идея уже обсуждалась в правительстве.
Письмо Картера, адресованное американскому олимпийскому комитету, гласило: «Я не могу поддержать участие США в летних Олимпийских играх в Москве, столице страны, вооруженные силы которой оккупируют Афганистан».
Пока бойкот набирал темп, Тэтчер выстрелила серией посланий ведущим фигурам в мире спорта, убеждая их отказаться от Москвы. Игры тем не менее успешно прошли.
Алан Брук Тернер (Alan Brooke Turner), высокопоставленный дипломат в московском посольстве, направил в июле депешу с описанием воздействия. «Несмотря на тот факт, что в некоторых видах спорта пришлось заполнять потери и выдумывать варианты выхода из ситуации (как например появление хоккейной команды Танзании или вьетнамские пловцы без каких бы то ни было спортивных рекордов в прошлом), - отмечал он, - тем не менее было немало впечатляющих соревнований и жестов, демонстрирующих, что советские власти способны организовать крупное спортивное мероприятие, такое как Олимпиада, и могут организовать его хорошо».
|