Газета "Наш Мир" br> Уже больше недели назад в соседней Белоруссии закончилась президентская гонка. Самое время подвести ее итоги. Победа А.Лукашенко, а вернее, выбранного им в свое время курса стабильности и экономического роста в «синеокой» вполне закономерна. И также закономерно то, что эта победа явно не устраивала небольшую группу оппозиционных деятелей и их последователей, желавших своего прихода к власти, а судя по событиям 19 декабря в Минске, и ее захвата силовым путем. Хотя, возможно, события на площади «Независимости» были разыграны «демократами» для создания картинки в иностранных СМИ. И, похоже, им это удалось. Для более детального анализа ситуации в Белоруссии необходимо изучить предшествующие выборам события и последовавшую после них реакцию белорусской оппозиции и стран Запада. Запад стремился расколоть российско-белорусский союз
В предвыборный период в Белоруссии сложилась крайне благоприятная ситуация для того, чтобы США и ЕС смогли изменить курс Минска на прозападный. В тот период, когда российско-белорусский конфликт раскалился добела, в Белоруссию зачастили западные эмиссары, суля руководству страны различные бонусы и привилегии. Чего только стоил визит президента Литвы Дали Грибаускайте, а также совместный приезд министров иностранных дел Польши и Германии Радослава Сикорского и Гидо Вестервелле (обещания 3 млрд. евро за проведение демократических выборов). Однако, Запад продолжал активно обрабатывать и российское руководство, обещая даже пустить Россию в святая святых – европейскую систему ПРО, не говоря уже о вступлении в НАТО и более углубленном развитии двусторонних контактов. В такой ситуации, казалось, уже ничто не сможет вернуть членов Союзного государства на путь дальнейшего развития российско-белорусской интеграции.
Однако не принесший ожидаемых Кремлем результатов Лиссабонский саммит НАТО стал первым тревожным сигналом для российского руководства. Зашедшие в тупик переговоры по ПРО, а также непринятие США и Европой российского видения европейской безопасности явно продемонстрировали двуличность западных партнеров. К тому же, не исключено, что в Москве вовремя осознали стремление Запада отколоть Белоруссию от России и перевести первую в свою сферу влияния. Да и А. Лукашенко, прекрасно знающий свой народ, понимал, что прозападная позиция в белорусском обществе не принесет победы на выборах. Поэтому полуторачасовая встреча в Кремле лидеров двух государств была неизбежна и предопределена. Автор не берется как некоторые известные российские политологи судить о том, что именно обсуждалось в ходе этой встречи за закрытыми дверями, так как это всего лишь домыслы и ничего более. Для нас больший интерес представляют результаты переговоров и реакция глав государств. И первое, и второе, судя по официальным заявлениям российской и белорусской стороны, имеет положительный оттенок и придаст дополнительный импульс дальнейшему развитию двусторонних отношений.
В свою очередь именно эти переговоры предопределили отношения Запада и Белоруссии. Совершенно очевидно, что историческая встреча глав России и Белоруссии продемонстрировала США и ЕС невозможность внесения раскола во взаимоотношения членов Союзного государства, поэтому дальнейшие «заигрывания» с официальным Минском оказались ненужными. Независимо от итогов выборов Белоруссия снова попала в немилость Запада. Тем не менее, для продления санкций нужна была определенная причина, и ей стали выборы и события 19 декабря на площади «Независимости». Снятая на площади «картинка» была тут же подхвачена европейскими правозащитниками с единственной целью – быть использованной в качестве доказательства «недемократичности» белорусских выборов. Причем первые заявления о «недемократичности» стали звучать еще до официального заключения ОБСЕ, представители которой были основными наблюдателями за ходом выборов. Хотя, если принять во внимание тот факт, что США и ЕС не собирались признавать белорусские выборы, то ничего в сложившейся ситуации странного нет. Даже более того, все вполне закономерно. Именно такая политика двойных стандартов Запада царит сегодня на всей планете.
Европейский экстремизм – высшая форма демократии
В свою очередь понятие «недемократичности», несмотря на широкую практику применения жестких мер при разгоне демонстраций, не используется в отношении западноевропейских стран. В той же Франции недавно прошла волна митингов и забастовок против новой пенсионной реформы. 13 октября 2010 года полицией было задержано 60 человек за насильственные действия. 16 октября уже 264 школьника (!) были арестованы за бесчинства, творимые ими в ходе демонстраций лицеистов. Задержанные били стекла автомобилей и витрины магазинов.
Массовые задержания случились в Вене 11 марта 2010 года во время демонстраций протеста против Болонского процесса. В манифестациях участвовало несколько тысяч человек, и несколько сотен из них было задержано за устроенные беспорядки. Полиция пустила в ход дубинки и газ. Как результат – множество пострадавших с различными формами травм и увечий. И никто после таких «разгонов» не обвинил ни французское, ни австрийское правительство в излишней жестокости. Никто и не обвинит, ведь «А судьи кто?». Ну не могут же они сами себя обвинить в излишней «недемократичности»! Это уже совсем бы комическая ситуация получилась.
Вернемся в Белоруссию. События 19 декабря, собравшие на площади «Независимости» до сотни экстремистов и 2-3 тысячи зевак, продемонстрировали не стремление народа к смене руководства, а попытки оппозиционных кандидатов прийти к власти любым путем. Причем сами «демократы», звавшие своих сторонников на «мирную» демонстрацию, с экранов телевизоров приглашали приходить с семьями для того, чтобы «отпраздновать» победу. Возникает ряд вопросов. Неужели в штабах этих людей не осознавали того, что «победы» не будет? Неужели не понимали, что кандидат должен готовиться к выборам заранее, а не за полгода, иначе шансов нет никаких? Неужели не предполагали, что среди демонстрантов окажутся люди с явно экстремистскими целями? Или хотели прикрыться этими самыми семьями в случае разгона «мирной» демонстрации?
Белорусские власти по меркам того же Запада поступили крайне демократично, применив силу только тогда, когда это потребовалось. Когда обезумевшие молодчики, к тому же в большинстве своем, находясь в сильном алкогольном опьянении, занялись откровенным вандализмом. Естественно, такому беспределу просто необходимо было положить конец. И естественно, что основную вину за это несут организаторы, которые, кстати, и были арестованы. Не понятно только, почему тогда оказывается такое сильное давление на белорусское руководство в вопросе их дальнейшего пребывания в местах предварительного заключения. Нарушил закон – отвечай. Это нормально. Это – демократия в ее истинном значении.
Зададимся вопросом, нужна ли такая форма волеизъявления, при которой обезумевшая толпа готова уничтожить все, что попадается на пути? Это ли наивысшая форма демократии? Например, последние события с участием футбольных фанатов у нас, в России, явный пример того, что пора, возможно, пересмотреть взгляды на демократию. Ведь протест можно выразить и в мирной форме. Однако, как показывает опыт проведения подобных мероприятий по всему миру, в таких демонстрациях обычно участвуют представители различных экстремистских движений, которые и накаляют ситуацию до предела. А затем устраивают массовые беспорядки, в которых порой гибнут ни в чем не повинные люди. А те меры, которые применяются к манифестантам на Западе намного более жесткие, чем те, что мы видели в Белоруссии.
Несмотря ни на что, белорусская оппозиция, в очередной раз обманувшая своих последователей и посулившая им невероятные обещания, так и не смогла обмануть весь белорусский народ, который свой выбор сделал. Однако свою негативную роль она все же сыграла. Возможно, не будь той картинки с площади «Независимости», Западу не к чему было бы придраться. Для России же Белоруссия по-прежнему останется самым близким и надежным партнером. И поздравления Президента Российской Федерации Д.Медведева, направленные Президенту Республики Беларусь А.Лукашенко в связи с переизбранием на высший государственный пост, – прямое тому подтверждение.
|