В последнее время всё реже и реже родители задумываются
о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку
надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде
целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком — учи языки,
юристом — историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль
о том, что нужная профессия — кратчайший путь к материальному
благополучию и что это сейчас главное. И действительно, зачем тратить
время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для родителей, так
и для маленького маэстро? Хорошо еще, если выбранный инструмент —
фортепьяно.
При начальных упражнениях на скрипке или виолончели смычок играет
в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не меньший гнев, чем
заунывная песня, к примеру, мартовских котов... Но, несмотря на все
неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре
на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались
обязательно дать детям музыкальное воспитание. Раньше в каждой
дворянской семье детей обучали танцам, верховой езде, искусству
каллиграфии, иностранным языкам, фехтованию, игре на музыкальных
инструментах и пению. Широко известны сочинения, написанные
не профессиональными композиторами, а хорошо образованными людьми, как,
например, русским дипломатом А. С. Грибоедовым, который помимо
дипломатической и писательской деятельности сочинил ряд прекрасных
музыкальных произведений. В музыкальные школы был огромный конкурс,
и принимали туда особо одаренных детей... Те, которые не поступали
в школу, посещали многочисленных частных учителей и через год
на семейных праздниках лихо тарабанили многострадальные польку Глинки
и полонез Огинского.
Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда
и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения,
профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или
почти всех и считали это необходимым. Почему? Ученые Нортумбрийского
университета (Великобритания) в партнерстве с благотворительной
организацией «Юз мюзик» подтвердили предположение, что музыка
способствует развитию лингвистических и математических способностей
у малолетних детей. В основу работы ученых вошли опросы и наблюдения
за поведением группы 400 мальчиков и девочек. Исследователям удалось
получить подтверждения того, что детки в возрасте всего двух лет легко
запоминают слова и отдельные выражения под музыкальный аккомпанемент.
А вот без музыки подобные способности открываются в ребенке гораздо
позже.
Ученые пришли к однозначному мнению о том, что музыка помогает детям
быстрее наращивать словарный запас, развивать простейшие математические
навыки, способность слушать и усваивать информацию в виде элементарных
инструкций. Исследователи сделали вывод, что регулярное знакомство
детей с музыкой один или два раза в неделю оказывает влияние
на некоторые сферы детского развития. Эффект наблюдается при регулярном
воздействии в течение двух лет.