Газета "Наш Мир" br>Причудливые блюда азиатской кухни – змеиные супы, запеченные ящерицы и крысы, – вызывают смущение у многих людей. Как христианам реагировать на подобные рационы? Есть ли в Священном Писании предписания относительно пищи? Издревле наш народ отличался особым отношением к тому, что мы употребляем. Это, конечно, обусловлено христианскими традициями, которые бытуют в обществе. Поэтому и настораживает нас современная тенденция, когда в ресторанах и кафе наряду с привычными блюдами предлагаются вниманию посетителей вышеупомянутые деликатесы восточной кухни – японской, китайской, корейской, малайзийской.
Священное Писание и в данном случае не оставляет нас без ответа. В 1 Тим. 4:4-5 написано: "Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою". Как видим, перед употреблением пищи следует выяснить, освящена она словом Божиим и, по доброму христианскому обычаю, поблагодарить за нее Бога в молитве. С последним критерием понятно, так как благодарность за хлеб насущный за семейным столом является неотъемлемой традицией в наших жилищах. А как относительно освящения Божьим Словом?
В Библии есть два отрывка, в которых содержатся практические Божьи рекомендации относительно пищи.Первый – книга Бытия 1:29: "И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сиебудет в пищу". Вегетарианская еда является оптимальной для человека, так как предназначена Богом с самого начала. После всемирного потопа рацион человека пополнился мясом и рыбой, но с определенными ограничениями. Второй отрывок – 11 глава книги Левит – описывает разделение на чистую и нечистую мясную пищу. Предлагаю вкратце рассмотреть Божьи советы. Относительно рыбы сказано в 9-10 текстах: "Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте".
Следовательно, отсутствие у рыбы поплавков и чешуи является признаком непригодности к пище. Несъедобные также такие птицы: орел, гриф и морской орел, коршун, сокол, ворон, страус, сова, чайка, ястреб, филин, рыболов, ибис, лебедь, пеликан, сип, цапля, удод и нетопырь (13-19 тексты). Из мелких же животных, ползающих по земле, эти есть нечистые: крот, мышь, ящерица, суслик, крыса, улитка, еж, хорек (29 текст). В 41-42 текстах находим ответ относительно употребления змеиных деликатесов: "Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его; всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны". С насекомых разрешено есть саранчу (20-22 тексты). В 3-м тексте данной главы есть критерий относительно употребления в пищу домашних животных: "Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте". По этой причине мясо верблюда, зайца, тушканчика, свиньи несъедобно, так как оно не имеет признаков принадлежности к чистым животным (4-8 тексты).
Посетив кафе, владелец которого является представителем ислама, я заметил следующую картину – ассортимент, который здесь предлагается, чрезвычайно широк, однако нет никаких блюд со свинины или зайчатины. Получается парадокс: мусульманский мир, позаимствовав библейские санитарные законы, заботится о том, чтобы последователи Магомета были здоровы, в то время как мы, христиане, почти ничего не знаем об этом?
Здесь также уместно вспомнить, что деление на чистую и нечистую пищу было сделано Богом еще задолго до того времени, как жил Авраам – прародитель арабов и израильтян. В Бытие 7:1-2 написано: "И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского".
Читая библейские советы относительно того, что употреблять, а что – нет, мы имеем свободный выбор – принять эти истины, или проигнорировать их. Хотя бесспорным является тот факт, что в новозаветные времена апостол Павел советует христианам все же учитывать Божьи советы относительно пищи (1Тим. 4:4-5). Действительно, кто более компетентен в данном вопросе – человек, который с течением времени стал есть все подряд, или Бог, сотворивший нас и давший четкие инструкции в Своем Слове относительно пищи?
|