Газета "Наш Мир" br>У.Дж. Клинтон – Б.Н. Ельцину, 3 апреля 1999 г.
Дорогой
Борис, Пишу тебе вновь по вопросу о Косово, который стал одной из самых
трудных проблем, с которыми мне приходилось иметь дело в ходе моего
президентства – не в последнюю очередь потому, что он столь
обременителен для российско-американских отношений. Как и ты, я хотел
бы, чтобы насилие прекратилось как можно скорее. Как и ты, я готов
изыскивать любые пути, которые могли бы привести к миру. Однако события
последней недели четко говорят о том, насколько серьезна эта угроза
миру. Сообщения, поступающие из Косово, действительно потрясают. Имеются
обширные свидетельства того, что сжигаются целые деревни, проводятся
казни ни в чем не повинных гражданских лиц без суда, а десятки тысяч
изгоняются из мест проживания, но не действиями НАТО, а вследствие
преднамеренной и заранее спланированной кампании югославских сил
безопасности. Я весьма высоко ценю твое сильное заявление о том, что
Россия не позволит втянуть себя в конфликт. Я рад, что ты признал, что
такая вовлеченность была бы опасным развитием событий, и я прошу тебя
продолжать твердо выступать против этого. Мы с интересом восприняли твое
предложение о проведении экстренной встречи «восьмерки» по Косово. М.
Олбрайт изложила И. С. Иванову нашу реакцию и некоторые дополнительные
соображения. Они будут продолжать обсуждать то, как мы можем наилучшим
образом согласовать наши усилия, направленные на восстановление условий
для мира и безопасности в Косово. Весьма важно, чтобы мы оставались
едиными, насколько это возможно, в том, какие сигналы от нас поступают
Белграду. С. Милошевич должен знать, что если он хочет закончить этот
конфликт, он может это сделать в любой момент посредством прекращения
своей военной кампании против косовских албанцев, вывода своих сил, как
он это обязался сделать в октябре, и обеспечения безопасности и
самоуправления для жителей Косово. Но он должен также знать, что если он
не готов принять эти условия, натовская кампания воздушных ударов будет
продолжена. Я основательно обсуждал эту проблему с Ж. Шираком, Г.
Шредером и Т. Блэйром, и между нами имеется полное согласие на данный
счет. Я знаю, что события в Косово привели к напряженности в отношениях
между нашими странами. Но я рад, что мы можем продолжать сотрудничать по
многим важным вопросам в нашей двусторонней повестке дня. Мы несем
ответственность перед народами наших стран и всем миром за то, чтобы
активное американо-российское партнерство пережило столь трудные времена
и продолжало оставаться продуктивным. Соглашение по основным элементам
адаптации ДОВСЕ, достигнутое 31 марта, является подлинно историческим
достижением, ради которого мы все упорно работали. Мне также доставляет
удовлетворение то, что, несмотря на отмену на прошлой неделе очередной
сессии Российско-Американской Комиссии по экономическому и
технологическому сотрудничеству, конкретная работа Комиссии была
продолжена, в результате чего на прошлой неделе было подписано
Соглашение по ВОУ-НОУ и ожидается подписание Договора о взаимной
правовой помощи и Соглашения о воздушном сообщении. Мне также внушает
надежду то, что МВФ направит полномасштабную миссию в Москву для
продолжения переговоров. Как мы с тобой неоднократно говорили об этом,
принятие обоснованной экономической программы имеет политически важное
значение для реализации устремлений народа России. Как я тебе говорил
раньше, когда Россия и МВФ заключат соглашение, я буду готов к упорной
работе с партнерами по реструктуризации российского долга. Наконец, я
хотел бы поздравить тебя по поводу твоего превосходного послания
Федеральному Собранию России. Оно было красноречивым изложением твоего
видения демократической, толерантной и процветающей России, того, каким
образом избежать возвращения к «холодной войне» и содействовать
интеграции России в мировую экономику. Ты знаешь, что я разделяю это
видение и привержен тому, чтобы сотрудничать с тобой в деле его
претворения в жизнь. Оно является подлинно непоколебимым основанием
американо-российских отношений. В неспокойные времена, подобные
нынешним, твое мужество, здравый смысл и дальновидность придают надежду
мне лично и всем тем, кто пытается построить новый, более безопасный мир
для будущего столетия.
С уважением, Билл
Б. Н. Ельцин – У. Дж. Клинтону, 6 апреля 1999 г.
Дорогой
Билл, Ситуация в Югославии с каждым днем становится все более трагичной
и угрожающей. Бомбардировки городов, в результате которых разрушены
государственные учреждения, аэродромы, мосты и даже жилые кварталы,
оборачиваются многочисленными человеческими жертвами, терроризируют
мирное население. Характер подлинной катастрофы приобрела проблема
беженцев из Косово. Масштабы ее неумолимо растут, распространяясь на
соседние государства. Положение на Балканах вновь становится фактором
европейской и международной напряженности. Совершенно очевидна
необходимость принятия самых срочных мер, чтобы переломить критическую
ситуацию, вернуть ее из военного в политическое русло. Россия неизменно
действует в этом направлении, используя все доступные нам каналы. В этом
контексте не может, конечно, не вызывать сожаления, что сигнал,
поданный С. Милошевичем после поездки в Белград Председателя
Правительства Российской Федерации Е. М. Примакова, не был услышан.
Потеряно время, что обернулось новыми жертвами и страданиями. В ответ на
мое послание сегодня от Белграда удалось добиться еще одного
принципиально важного сигнала: С. Милошевич только что официально заявил
о прекращении военных и полицейских акций в Косово. Это решение,
принятое – что особенно существенно – в одностороннем порядке без
предварительных условий, позволяет, на наш взгляд, остановить, наконец,
бессмысленное кровопролитие и насилие, незамедлительно начать движение к
прочному, справедливому и гуманному косовскому урегулированию.
Обращаюсь к Вам с настоятельным призывом дать миру в Европе шанс – не
отвергать инициативу С. Милошевича, рассмотреть его заявление без
предубеждения, в конструктивном ключе и отреагировать надлежащим
образом, вновь передав решение проблемы Косово от военных дипломатам. Со
своей стороны буду готов внимательно изучить любые Ваши соображения,
идущие в данном направлении. Все мы получили теперь реальную возможность
совместными усилиями отвести нависшую над нами общую беду. Ее следует
использовать ответственно и с наибольшим эффектом. Другого история и
наши народы не простят.
С уважением, Б. Ельцин
Б.Н. Ельцин – У.Дж. Клинтону, 18 октября 1999 г.
Дорогой
Билл, Хотел бы доверительно и предельно откровенно поделиться с тобой
соображениями относительно ситуации, складывающейся в настоящее время в
нашем диалоге по вопросам СНВ и ПРО. Сразу хочу подчеркнуть, что считаю
это направление не только одним из ключевых в российско-американских
отношениях, но и затрагивающим основные интересы безопасности всего
международного сообщества. Убежден, что наращивать достигнутое за
последние годы в области контроля над вооружениями – единственно
разумный путь. Именно поэтому придаю особое значение принятому нами в
Кёльне Совместному заявлению [встречи «Большой восьмерки»], внимательно
слежу за его реализацией. Положение дел здесь, однако, оставляет
двойственное впечатление. С одной стороны, налицо определенный прогресс.
С удовлетворением воспринял подтверждаемую тобой приверженность тем
договоренностям, которые мы достигли ранее. Прежде всего имею в виду
проявленную американской стороной готовность к продолжению работы над
дальнейшими сокращениями стратегических наступательных вооружений, не
исключаемую тобой возможность идти в этих сокращениях ниже
согласованного в Хельсинки [на российско-американском саммите в 1997 г.]
уровня ядерных боезарядов. Это было бы на пользу всем. Вместе с тем, и
мы с тобой об этом неоднократно заявляли, фундаментальное значение для
дальнейших сокращений СНВ, для укрепления стратегической стабильности и
международной безопасности имеет Договор по ПРО. Мы совместно
зафиксировали в Кёльне наше намерение продолжать усилия по укреплению
этого Договора, повышению его жизнеспособности и эффективности в
будущем. В связи с этим меня глубоко обеспокоило подписание тобой
закона, провозглашающего развертывание национальной системы
противоракетной обороны территории страны политикой Соединенных Штатов, и
тем более – продолжение реальных испытаний ее элементов. Развертывание
такой системы, как ты знаешь, несовместимо с ключевым положением
Договора по ПРО, составляющим его суть, – обязательством сторон не
развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу
для такой обороны. Отказ от этого обязательства означал бы, по существу,
принципиальную переориентацию Договора по ПРО, то есть Договор стал бы
разрешать то, для запрещения чего был разработан и подписан. Это был бы
отнюдь не укрепленный Договор по ПРО, а совсем другой договор. Возможные
последствия такого изменения, скажу тебе откровенно, нам представляются
опасными не только для дальнейших сокращений СНВ, но и всего
разоруженческого процесса и международной стабильности в целом. А тебе,
как и мне, думаю, небезразлично, каковы будут результаты наших общих
усилий в этой области, какой запас прочности международной безопасности
мы оставим нашим преемникам. Мне уже приходилось слышать утверждения
американской стороны, что развертывание национальной системы ПРО
территории страны не поставит под угрозу способность России к
стратегическому сдерживанию и что США, мол, готовы предоставить России
соответствующие гарантии. Билл, с самого начала процесса ограничения и
сокращения стратегических наступательных вооружений тридцать лет назад
этот процесс основывался на главной идее, заложенной в Договор по ПРО, а
именно, что обе наши стороны остаются уязвимыми для СНВ другой стороны,
поскольку только так можно обеспечить надежность сдерживания от
ядерного нападения при уменьшающихся количествах наступательных
вооружений. Альтернатива такому подходу – более высокие уровни СНВ и
других ядерных вооружений и менее надежная и менее стабильная система
стратегических взаимоотношений, при которой первый удар может при
определенных обстоятельствах перестать быть абсолютно иррациональным.
Все это особенно четко просматривается на пониженных уровнях СНВ,
предусмотренных в Договоре СНВ-2, и особенно тех, о которых мы ведем
разговор в рамках обсуждения СНВ-3. И никакие гарантии в такой ситуации
не были бы способны устранить объективно присущую системе ПРО и
возрастающую с ее развитием роль сильнейшего дестабилизирующего фактора в
стратегическом уравнении. А планами США, насколько я информирован,
предусматривается наращивание потенциала системы ПРО. Не лучшая, на мой
взгляд, перспектива создавать такую ситуацию. Россия может оказаться
поставленной в такое положение, когда она будет вынуждена принять
соответствующие, не обязательно симметричные, меры по адекватному
обеспечению собственной безопасности. Именно поэтому хочу повторить еще
раз, что отказ от ключевых ограничений, установленных Договором по ПРО,
несет с собой угрозу сорвать процесс ограничения и сокращения ядерных
вооружений. Мы не хотели бы быть участниками этого. Совершенно не
убежден и в том, что развертывание ПРО будет тормозить процессы
распространения технологий оружия массового уничтожения и средств его
доставки. Думаю, результат скорее будет обратным – развертывание ПРО
подхлестнет эти процессы и подтолкнет новые страны на путь овладения
такими технологиями в условиях своей фактической незащищенности перед
сверхвооруженностью США. Для укрепления режимов нераспространения
возможности далеко не исчерпаны, и о некоторых из них шел разговор в
Кёльне. С другой стороны, я уверен, что, если мы будем твердо
придерживаться Договора по ПРО и задействуем потенциал договоренностей
по разграничению стратегической и нестратегической ПРО 1997 года, а
также подключим усилия на глобальном уровне, включая сотрудничество в
области нераспространения ракетных технологий и экспортного контроля,
то, действуя совместно, мы сможем успешно противостоять тем угрозам, на
которые американская сторона ссылается, выступая за создание НПРО США.
Хотел бы, Билл, обратить твое внимание и на то, что такой сложный и
капиталоемкий процесс, как создание и развертывание стратегической ПРО,
имеет огромную собственную инерцию развития. Будучи запущенным, он
рискует далеко перекрыть те границы, о которых сейчас идет речь в
известных нам американских программах. Понимаю, что ситуация вокруг
Договора по ПРО сейчас чрезвычайно сложная. Из нее, однако, на мой
взгляд, нужно найти выход с учетом всего того, о чем я говорил выше. И
это зависит во многом, если не в первую очередь, от тебя. Просил бы
тебя, Билл, еще раз все взвесить, прежде чем предпринимать дальнейшие
шаги в области стратегической ПРО. Разумеется, права вето на такую
деятельность Соединенных Штатов ни у кого нет, равно как нет такого
права и в отношении деятельности России в области обеспечения своей
безопасности. Но полагаю, что не лучшим способом было бы встречать
третье тысячелетие крушением того, что было создано в интересах мира
совместными усилиями России и США. Надеюсь также, что американская
сторона сможет пересмотреть свой нынешний подход к нашему проекту
резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о сохранении и соблюдении
Договора по ПРО, который полностью основывается на наших с тобой
договоренностях.
С уважением, Б. Ельцин
Б.Н. Ельцин – Ж. Шираку, 30 октября 1999 г.
Дорогой
Жак, Хотел бы доверительно и предельно откровенно поделиться с тобой
соображениями относительно ситуации, складывающейся в настоящее время
вокруг Договора по ПРО. Хочу подчеркнуть, что российская сторона считает
этот Договор, несмотря на узкий состав его участников, имеющим большое
международное значение, затрагивающим интересы многих государств мира. И
это определяется его фундаментальной ролью в современной структуре
договоренностей в области контроля над вооружениями, тем, что Договор по
ПРО является одним из важнейших условий глубоких сокращений
стратегических наступательных вооружений, краеугольным камнем
стратегической стабильности. Знаю, что и ты разделяешь такую точку
зрения. Хотел бы также отметить, что наш курс на сотрудничество с
ведущими странами мира в области контроля над вооружениями не подвержен
конъюнктуре, носит долгосрочный характер. Считаю, что было бы большой
ошибкой допустить откат в разоруженческом процессе. Убежден, что
наращивать достигнутое за последние годы – единственно разумный путь для
государств, несущих особую ответственность за международную
безопасность. Недавняя встреча «восьмерки» в Кёльне дала возможность
России и США подтвердить свою приверженность продолжению усилий по
укреплению Договора по ПРО, повышению его жизнеспособности и
эффективности в будущем. В связи с этим меня глубоко обеспокоило
подписание Президентом США Б. Клинтоном, и я об этом ему прямо сказал,
закона, провозглашающего развертывание национальной системы
противоракетной обороны территории страны политикой Соединенных Штатов.
Но развертывание такой системы, как ты знаешь, несовместимо с ключевым
положением Договора по ПРО, составляющим его суть, – обязательством
сторон не развертывать системы ПРО территории своей страны и не
создавать основу для такой обороны. Отказ от этого обязательства означал
бы по существу принципиальную переориентацию Договора по ПРО, то есть
Договор стал бы разрешать то, для запрещения чего был разработан и
подписан. А это есть не что иное, как фактическая ликвидация Договора. В
усилиях США «подправить» Договор по ПРО мы четко просматриваем
стремление Вашингтона к созданию однополярного мира, в котором одна
страна, будучи отгороженной от остального мира противоракетной стеной,
будет способна делать на мировой арене все, что ей заблагорассудится.
Возможные последствия такой ситуации нам представляются далеко не
безопасными не только для дальнейших сокращений СНВ, но и всего
мироустройства и международной стабильности в целом. А тебе, как и мне,
думаю, небезразлично, каковы будут результаты наших общих усилий в этой
области, какой запас прочности международной безопасности они создадут.
Поэтому Россия не намерена быть соучастницей развала этого Договора.
Знаю, что в лице Франции мы имеем здесь партнера, на понимание которого
мы хотели бы рассчитывать. Не исключаю, что некоторые другие влиятельные
государства могут поддержать наши общие с вами подходы. Нам не следует
ослаблять своих усилий на этот счет. Нельзя не учитывать и то, что такой
сложный и капиталоемкий процесс, как создание и развертывание
стратегической ПРО, имеет огромную собственную инерцию развития. Будучи
запущенным, он рискует стать необратимым. Совершенно не убежден и в том,
что развертывание ПРО, как иногда приходится слышать, будет тормозить
процессы распространения технологий оружия массового уничтожения и
средств его доставки. Думаю, результат скорее будет обратным –
развертывание ПРО подхлестнет эти процессы и подтолкнет новые страны на
путь овладения такими технологиями в условиях своей фактической
незащищенности. Для укрепления режимов нераспространения возможности
далеко не исчерпаны, и о некоторых из них шел разговор в Кёльне. Я
обратился к Президенту США с просьбой еще раз все взвесить, прежде чем
предпринимать дальнейшие шаги в области стратегической ПРО. Разумеется,
права вето на такую деятельность Соединенных Штатов ни у кого нет, равно
как нет такого права и в отношении деятельности России и других стран в
области обеспечения своей безопасности. Но полагаю, что не лучшим
способом было бы встречать третье тысячелетие крушением того, что было
создано в интересах мира совместными усилиями ведущих государств. Мы с
тобой имеем совпадающие взгляды на тот счет, что на современном этапе
возникла настоятельная необходимость привлечь внимание мирового
сообщества к возможным последствиям разрушения Договора по ПРО
вследствие развертывания в США противоракетной обороны территории
страны. Мировому сообществу, представленному в Организации Объединенных
Наций, следовало бы, на наш взгляд, выступить в поддержку этого
Договора. На это нацелен и предлагаемый нами проект резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН о сохранении и соблюдении Договора по ПРО,
который был передан французской стороне. Внимательно изучаем полученный в
ответ ваш вариант такой резолюции. Хотел бы надеяться, Жак, что ты
внимательно отнесешься к высказанным соображениям и сделаешь все
зависящее от тебя в интересах продолжения разоруженческого процесса,
поддержания стратегической стабильности и обеспечения международной
безопасности.
С уважением, Б. Ельцин
Ж. Ширак – Б. Н. Ельцину, 17 ноября 1999 г.
Господин
Президент! Уважаемый Борис Николаевич, Благодарю тебя за твое письмо от
30 октября и за откровенность, с которой ты изложил в нем свои взгляды.
Считаю необходимым сказать тебе, что полностью разделяю твои
озабоченности по поводу перспектив Договора по ПРО. Они связаны с
обеспокоенностью более широкого плана: как нам вновь воссоздать ту
благоприятную атмосферу, которая несколько лет назад позволила нам
приступить к сокращению крупнейших ядерных арсеналов, запретить
химическое оружие, заключить Договор о запрещении ядерных испытаний,
сократить количество вооружений в Европе и сдержать распространение
ядерного оружия? Я уже имел возможность публично высказаться по этому
вопросу, и все инициативы, предпринятые Францией с тех пор в этом
отношении, отражают эту озабоченность. Хотя Франция не является
участницей Договора по ПРО, она считает его важнейшим элементом усилий
по сокращению вооружений. Незыблемость его принципов – одно из условий
обеспечения стратегической стабильности. Я с удовлетворением отмечаю,
что мы по-прежнему разделяем этот принцип. Удовлетворение вызывает и
твое совершенно четкое заявление о том, что Россия не пойдет на
разрушение Договора.
Поэтому я весьма рад, что совместными
усилиями нам удалось добиться принятия проекта резолюции по ПРО в
Первом комитете Генеральной Ассамблеи. Нам пришлось много поработать
для достижения такого результата, и в этой связи особенно важно, чтобы
проект поддержало как можно больше стран. Франция сделает все возможное
для того, чтобы добиться проведения окончательного голосования в
Нью-Йорке.
Я согласен с тем, что одним из опасных последствий
пересмотра Договора по ПРО может, среди прочего, стать то, что такой
пересмотр подтолкнет процесс распространения в мире. Но мы не можем
игнорировать тот факт, что в качестве основного довода в пользу
развертывания систем ПРО США выдвигают именно распространение. Системы
ПРО не являются подходящим ответом, между тем борьба с распространением
необходима. Именно поэтому, когда наши страны совместно работали над
проектом резолюции по ПРО, Франция настойчиво добивалась того, чтобы в
нем решительно подчеркивалась важность нераспространения. Считаю весьма
важным продолжать работу в этой области – совместно и в сотрудничестве
с другими странами.
Как ты знаешь, Франция приложила немало
усилий в области разоружения – как самостоятельно, так и, если это было
целесообразно, в рамках договоров. Я весьма обеспокоен событиями
последнего времени, которые не внушают большого оптимизма. Убежден в
том, что мы заинтересованы в придании этому процессу нового импульса. В
этой связи задачей первостепенной важности для нас становится
немедленное проведение переговоров о прекращении производства военных
расщепляющихся материалов.
Обещаю, что Франция будет и впредь
всячески содействовать сохранению стратегической стабильности; опасность
движения вспять в процессе разоружения существует, но мы не должны
поддаваться искушению полагаться лишь на судьбу. Прими, уважаемый Борис Николаевич, заверения в моем самом высоком уважении.
Искренне твой, Жак Ширак
|