Газета "Наш Мир" br>
Как бы ни противился ортодоксальный ислам «тлетворному влиянию Запада»,
но мода на «Человека года» дошла и до мусульманского мира. Естественно,
что фаворитом был премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который
удостоился звания «Человек года 2010» по версии арабоязычного телеканала
CNN. Как сообщает Today's Zaman, Эрдоган набрал 74% голосов.
Выбор
турецкого премьера в этой номинации далеко не случаен: вся внешняя
политика Турции последних нескольких лет направлена именно на то, чтобы
стать посредником между арабским и тюркским миром. И надо признать, что в
некоторой степени это удается. Звездный час для Эрдогана на этом пути
настал в 2009 году в Давосе, когда он покинул форум, предварительно
поскандалив с президентом Израиля Шимоном Пересом из-за операции «Литой
свинец». Как все помнят, в Турции Эрдогана встретили как национального
героя и сразу же началась антисемитская кампания.
Своим демаршем
Эрдоган убил сразу двух зайцев: показал арабам, что симпатии Турции не
на стороне давнего союзника – Израиля, а на стороне палестинцев и что
Турция твердо стоит на защите ислама, а вернее пан-туранизма. А еще
вернее – османизма, без всяких там приставок – «нео-».
Антиизраильская
риторика Анкары, равно как и поддержка палестинцев и сектора Газы была,
конечно, направлена не против Израиля, а в сторону арабов, чтобы
заручиться их поддержкой в создании некоего ближневосточного аналога ЕС.
Впрочем, разговоры об этом идут довольно давно – Большой Ближний
Восток, являющийся детищем США, может быть все же реализован при помощи
Эрдогана. Наверное, именно поэтому Вашингтон смотрит сквозь пальцы на
антиизраильские и иногда антиамериканские демарши Анкары.
Можно
сказать, что у Эрдогана две цели: вступление в ЕС и создание аналогичной
структуры на Ближнем Востоке с вовлечением некоторых республик бывшего
СССР. Очень может быть, что обе будут достигнуты, если партия
Справедливости и развития (АКР) останется у власти после выборов 2011
года. В чем, кстати, сомневаются лишь немногие.
Наследие Кемаля
Ататюрка, конечно, нужно сохранять, однако Турция, за исключением
Стамбула и Анкары, в целом все же исламская страна. В центральной части
страны все еще живут по шариату и вряд ли нынешнее положение изменится в
ближайшем будущем. Бессмертные «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и
с мест они не сойдут» Редъярда Киплинга актуальны и сегодня. И сколько
бы Анкара ни твердила миру, что является перекрестком цивилизаций,
мостом между Западом и Востоком, все одно – исламская страна она и есть
исламская страна.
Но, конечно, этими двумя целями для Турции
ничего не заканчивается. Есть еще две огромные головные боли – курды и
османская история. С курдами все, в принципе, понятно – им обещан
независимый Курдистан и рано или поздно они его создадут на землях
четырех стран: Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Что начнется потом в
регионе – даже представлять не хочется, израильско-палестинский конфликт
будет просто детской игрушкой в сравнении с «борьбой за независимость
Курдистана».
Ну и последнее, самое болезненное, потому что
изменить историю Османской империи никакой лидер современной Турции не в
силах. Дело ведь не только в Геноциде армян, но и греков, ассирийцев,
сирийских христиан. Если бы младотурки вырезали бы только армян, Турции
было бы намного легче: один народ все же не два или три. И уж тем более
отговорки типа «русской колонны» к грекам и всем остальным явно не
подойдут. Именно это одна из главных причин столь упорного отрицания
Геноцида армян.
Сможет Эрдоган в отпущенное ему время решить хотя
бы часть этих проблем – значит, премию ему дали не зря. Хотя вряд ли
сможет – османское мышление не позволит. Правда, при удачном стечении
обстоятельств Эрдоган может приблизиться к тому, чтобы попытаться стать
вторым Гамалем Абдером Насером. Единственное, что надо помнить и ему, и
остальным тюркам: арабы их на дух не переносят и все разговоры об
исламском братстве – всего лишь средство для достижения собственных
целей, которые в большей части совершенно различны.
|