Газета "Наш Мир" br>В США разворачивается конфликт между компанией Apple (многие понят ее логотип – надкушенное яблоко) и представителями традиционных христианских церквей, поддерживающих так называемую "Манхеттенскую декларацию". Коротко обрисуем суть конфликта.
Портативные устройства, которые производит компьютерная фирма "Apple" – такие, как мобильный телефон IPhone или планшетный компьютер IPad, используют так называемые приложения – программы, которые можно использовать для решения тех или иных задач – чтения новостей с определенных сайтов, общения в интернете и тому подобного. Одно из приложений было написано сторонниками так называемой "Манхэттенской декларации" – обращения, подписанного американскими христианами разных исповеданий, выступающими против абортов, эвтаназии и за сохранение традиционного брака.
Недавно Apple отказалась от этого приложения по просьбе гомосексуальных активистов, которые нашли его "антигейским", и отказалась возобновить его даже после того, как его создатели внесли в это приложение некоторые поправки.
Компания заявила, что "приложение является "нежелательным и потенциально опасным для других" и сослалась на пункт 14.1 своих правил, согласно которому она может отклонять приложения, которые являются "клеветническими, оскорбительными, злобными, или могущими причинить вред определенным лицам или группам".
Что же из себя представляет "Манхеттенская декларация"? Может быть, это действительно "злобное и клеветническое" произведение каких-нибудь оголтелых религиозных экстремистов, пышаших ненавистью и призывающих к убийствам? Ее текст – в том числе, русский перевод – доступен на официальном сайте. Что можно сказать о его содержании? Там нет ничего, под чем бы не подписался всякий православный христианин (и многие подписались). Резать детей в утробе, а равно склонять стариков к самоубийству есть грубое пренебрежение к святости жизни; брак – это союз между мужчиной и женщиной; свобода открыто следовать своей религиозной совести есть фундамент всякой общественной свободы. Что можно сказать о ее языке? Может быть он страшно оскорбителен и враждебен? Нет; декларация написана вежливым, академическим, немного официальным языком. Может быть, текст исполнен лютой ненависти к бедным гомосексуалистам? Процитируем прямо к ним относящийся отрывок:
"Мы признаём, что среди людей есть предрасположенные к гомосексуальному поведению или полигамным отношениям, а также склонные к другим формам безнравственного поведения. Мы относимся к таким людям с состраданием и уважаем их как людей с неотъемлемым, глубинным и равным достоинством. Мы отдаем должное мужчинам и женщинам, которые борются с искушением, зачастую без какой-либо поддержки со стороны, и стараются не поддаться желаниям, которые они, как и мы, считают порочными. Мы на их стороне, даже когда они не устоят перед искушениями. Все мы грешники, все мы сбились с Божьего пути. Все мы постоянно нуждаемся в Божьем терпении, любви и прощении. Мы призываем всю христианскую общественность противостоять половой безнравственности, и в то же время не проявлять презрительного осуждения к людям, поддавшимся искушениям. Наше отвержение греха, каким бы оно ни было категоричным, никогда не должно превращаться в отвержение грешника. Ибо Бог любит каждого грешника, независимо от их греха. Бог хочет не погубить, а обратить наши сердца. Иисус призывает всех уклонившихся от добродетели к "пути еще превосходнейшему". Как Его ученики, мы хотим в любви протянуть руку помощи всем, кто слышит призыв и желает откликнуться на него"
Если это – "речи ненависти", то что же тогда не считается "ненавистью"? Если это – "гомофобия", то что же тогда не является гомофобией? Если простое изложение христианских взглядов на ценность человеческой жизни и значение института брака, сделанное самым академичным и вежливым языком, рассматривается как "нежелательное и потенциально опасное", то какое вообще выражение христианской веры будет сочтено приемлемым? Никакое; в мире, где победит идеология, которую продвигает Apple, христианство будет нелегальным. Происходящее – еще одно подтверждение обоснованности опасений за судьбу религиозной свободы, которые высказываются в той же "Манхеттенской декларации" Известная фраза, приписываемая Вольтеру, сегодня звучит несколько иначе: "ваше мнение мне ненавистно, но я сделаю все, чтобы у вас не было возможности его высказывать". Конечно, Apple – это не государство, это частная компания и она не может подавлять свободу вероисповедания где-либо еще кроме своих устройств. Но идеология, о которой идет речь, активно продвигает себя в качестве государственной и требует (нередко успешно) приятия законов, отражающих ее предпочтения. И нам стоит отдавать себе отчет, что речь идет об идеологии, не менее враждебной Христианству, чем большевизм. Впрочем, она, как и большевизм, враждебна не только Христианству, но и самим принципам свободы слова и вероисповедания.
Мы, православные христиане, не можем ожидать и требовать, чтобы все наши поставщики товаров и услуг были благочестивы и боголюбивы – важнее, для чего мы используем те или иные электронные устройства, а не у кого мы их приобрели. Однако если мы их еще не приобрели, а только раздумываем об этом, нам, возможно, стоит обратить внимание на то, что на рынке компьютеров, а равно мобильных телефонов, достаточно производителей, вполне нейтральных идеологически.
В конце концов, если Apple рассматривает идейных гомосексуалистов как "свой" сегмент рынка, в мире есть достаточно поставщиков для всех остальных. Недавно в "живом журнале" один человек с восторгом описывал свой новоприобретенный компьютер фирмы Apple. Его радость была недолгой – через пару часов после покупки компьютер сломался. Один из комментаторов заметил, что компьютеры этой фирмы не предназначены для "натуралов". Конечно, это была шутка – несколько жестокая по отношению к человеку, который за немалые деньги приобрел себе только головную боль – но в каждой шутке есть доля правды. Обратимся к другим производителям.
|