Газета "Наш Мир" br>
"Есть некоторые вопросы времен холодной войны, которые продолжают
возникать на повестке дня, и возглавляют список таких тем, я бы сказала,
проблемы противоракетной обороны и то, как мы по ним взаимодействуем".
Это
говорит Роуз Геттемюллер, заместитель госсекретаря США, возглавляющая
бюро по контролю за вооружениями, вопросам проверки и соблюдения
соглашений, выступая перед Советом по международным отношениям на
прошлой неделе и рассказывая о следующих шагах в российско-американском
сотрудничестве в ядерной сфере.
Как отметила Геттемюллер,
озабоченность Москвы проектом системы противоракетной обороны "не нова",
она уже возникала еще в дни существования плана "звездных войн"
президента Рональда Рейгана около 30 лет назад.
Русские в
прошлом году настояли, чтобы в преамбуле к новому Договору о сокращении
стратегических наступательных вооружений (Новый СНВ или СНВ-3)
содержалась фраза, которая признает "существование взаимосвязи между
стратегическим наступательным вооружением и стратегическим
оборонительным вооружением".
Конечно, эта преамбула не имеет
никакого юридического значения для планов США по развертыванию системы
ПРО, как американские переговорщики четко отметили в своем одностороннем
заявлении, приложенном к договору. Тем не менее республиканцы настояли
та том, чтобы это было сказано еще более прямо в резолюции сената по
ратификации договора.
На прошлой неделе российская Госдума, во
время своего ратификационного процесса, добавила свое собственное
понимание этой резолюции, которое призывает Москвы выйти из договора,
если США в одностороннем порядке разместят элементы системы ПРО,
угрожающие национальной безопасности России. Это заявление, как и
преамбула, и примечание сената, не имеют никакой юридической силы.
А
вот что будет иметь значение, так это ситуация, если Москва и Вашингтон
смогут работать вместе над несколькими проектами в сфере
противоракетной обороны, которые сейчас в стадии реализации.
До
ноябрьского совета Россия-НАТО в Лиссабоне президент России Дмитрий
Медведев высказал три принципа для соглашения с НАТО по ПРО: Россия
должна быть полноценным партнером, стороны будут делиться данными о
раннем предупреждении (в частности получаемыми с помощью
разведоборудования), и для осуществления защиты должны быть выделены
зоны ответственности.
Геттемюллер назвала предложения
"искренними, но несерьезными", американские военные планировщики
сказали, что они не сработают, частично потому, что у русских нет
системы противоракетной обороны ни для своей собственной защиты, ни для
защиты ряда стран НАТО - нет и не будет к 2015-2020гг.
Тем не
менее рабочие группы НАТО и совета Россия-НАТО изучают, как выглядят
угрозы, а также перспективы обмена данными раннего обнаружения и
информацией с потенциально совместно используемых радаров, включая те,
что работают в России, заявила Геттемюллер.
"Темп деятельности
очень, очень высок, - сказала она, - и я думаю, что и Москва, и
Вашингтон действительно имеют намерения, как и наши союзники по НАТО,
быстро сдвинуться с мертвой точки и завершить эти совместные оценки
угрозы, а затем продвинуться по пути совместных концепций и реально
постараться понять, как все эти кусочки мозаики будут работать вместе".
На
своей ежегодной пресс-конференции на прошлой неделе с обзором вопросов
международных отношений российский министр иностранных дел Сергей Лавров
согласился с тем, что создание его страной совместного противоракетного
щита с Европой было ключевым для улучшения отношений с Западом. "Я
убежден, что создание общей системы противоракетной обороны - реальная и
более важная проверка искренности заявлений о том, что безопасность
неразделима", - сказал он.
За этими новыми разговорами о
сотрудничестве русские не забыли и об угрозе своего выхода, если к ним
не будут относиться как к равным партнерам. Медведев заявил на совете
Россия-НАТО: "либо мы полностью сотрудничаем, делимся информацией,
отвечаем за решение определенных проблем, либо не участвуем вовсе".
И подчеркнул: "Но если мы не участвуем, то, по очевидным причинам, нам придется себя защищать".
Лавров
также дал понять, что вторая цель сената после СНВ - начало в течение
года переговоров по вопросу о сильном преимуществе России в области
тактического ядерного оружия - может не быть достигнута.
Он
представил традиционную позицию Москвы, которая заключается в том, что
все американское тактическое вооружение - примерно 200 ракет,
размещенных в пяти европейских странах - должны быть перемещены обратно в
США, и только при таком условии можно вести какие-либо переговоры по
поводу нескольких тысяч российских единиц тактического ядерного оружия,
артиллерийских снарядах, бомбах и противовоздушного вооружения.
Лавров
предположил, что переговоры по тактическому ядерному оружия не начнутся
скоро. "Прежде чем говорить о каких-то дальнейших шагах в сфере
ядерного разоружения, - предупредил он, - необходимо выполнить новый
договор СНВ". Если он имел в виду, что обе страны должны сократить свои
стратегические ядерные боеголовки до 1 550 единиц каждая, с нынешнего
уровня в 2 200 единиц, это означает как минимум полдесятилетия.
"И
тогда станет ясно, какие дальнейшие шаги должны быть предприняты с
целью усиления глобальной безопасности и укрепления стратегической
стабильности", - сказал Лавров.
Геттемюллер согласилась, что
вопрос о тактическом оружии как следующей стадии контроля за ядерным
вооружением будет сложным, "потому что мы будем иметь дело с этими более
мелким объектами, которые значительно сложнее подвергаются мониторингу,
и за уничтожением которых значительно труднее проследить".
Но
она отметила, что дискуссии по этому поводу идут как в правительствах
обеих стран, так и вне оных. Она привела в пример одну из газет, которая
привела вариант сценария, согласно которому все ядерное оружие можно
рассматривать в совокупности и тогда преимущество России в тактическом
(нестратегическом) ядерном оружии может быть компенсировано аналогичным
преимуществом США в количестве хранимых (неразвернутых) единиц
вооружений дальнего радиуса действия.
Другой сложный вопрос,
затронутый Лавровым: Он заявил, что другие страны, обладающие ядерным
оружием, должны принимать участие в будущих переговорах, а эти
переговоры должны касаться и вооружений в космосе, и стратегических
ракет с обычными взрывчатыми веществами, и иного оружия.
Геттемюллер
сообщила также, что совещание пяти основных ядерных держав - США,
России, Китая, Франции и Великобритании - уже прошло в Лондоне, там
обсуждались вопросы контроля за выполнением соглашений и прозрачности
сотрудничества. Она заявила, что вторая аналогичная встреча
запланирована в Париже и состоится в течение ближайших нескольких
месяцев.
Геттемюллер подвела итог: "Это не очень заметно, но на
самом деле наши отношения с Россией серьезно укрепились за последнюю
пару лет".
Кроме вопросов контроля за вооружениями, она упомянула
и "мало упоминаемое" соглашение о сотрудничестве в области мирного
атома, и договоренность о транзите американских грузов через территорию
России для войск США и коалиции в Афганистане. Лавров заключил, что
улучшение отношений между США и Россией "представляет особую важность в
плане оздоровления международной ситуации".
Посмотрим как долго это продлится.
|