Партнеры по Таможенному союзу - Россия и Казахстан - имеют схожие
по структуре экономики. Однако экономическая ситуация в Казахстане
смотрится на фоне российской более выигрышно. О причинах такого
превосходства «степной экономики» в интервью BFM.ru рассуждает главный
экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков.
- Евгений Евгеньевич, по данным статкомитета СНГ, в 2010 году
экономическая ситуация в Казахстане выглядела предпочтительней, чем в
других государствах постсоветского пространства. Так ли это?
- Более того, за последние десять лет динамика экономических
показателей Казахстана была лучше, чем у многих других стран региона,
включая Россию и Украину. Наиболее впечатляющая картина сложилась во
время кризиса и после него: банковский сектор Казахстана сумел выжить, а
экономика в целом в 2009 году выросла на 1,2%.
В то же время ВВП России, по официальным данным, сократился в том же
году на 7,9%, а спад в экономике Украины был еще сильнее - более 15%.
В 2010 году ситуация в экономике Казахстана снова должна быть лучше,
чем в других странах СНГ. Экономика страны может вырасти приблизительно
на 7,0-8,0% (в I полугодии 2010 года рост уже составил 8,0%). В России
рост будет менее значительным - 4,0% или около того. А ВВП Украины, по
прогнозам, увеличится на 3-4%. Очевидно, что даже несмотря на весьма
низкую базу сравнения с прошлым годом, благодаря которой динамика
показателей могла бы быть более впечатляющей, рост ВВП России и Украины
будет более умеренным, чем у Казахстана.
- Этот отрыв Казахстана сохранится и в 2011 году?
Перспективы экономики Казахстана на 2011 год также выглядят довольно
неплохо. Прогнозы роста на 2010 год и последующие годы, представленные
правительством Казахстана и международными финансовыми организациями,
достаточно консервативны. По оценкам казахстанского правительства, рост
экономики страны составит 5,0% в 2010 году и 3,1% - в наступившем. МВФ в
апреле прошлого года прогнозировал, что в 2010 году экономика
Казахстана будет расти медленнее - на 2,4%, а в 2011 году быстрее - на
4,2%.
Сейчас, скорее всего, ситуация видится таким образом: темпы роста ВВП
в 2011 году будут ниже, чем в прошлом году, поскольку завершится
посткризисный «отскок». В целом, рост экономики Казахстана будет более
устойчивым, чем в России и Украине.
- В России инфляция по результатам прошло года превысила 8%. А в Казахстане?
- Более высокие, чем ожидалось, темпы роста (в сравнении с
официальными прогнозами) обеспечат улучшение бюджетных показателей,
поэтому дефицит бюджета Казахстана может быть ниже запланированных
правительством на 2010 год 2,8% ВВП.
В результате инфляция, которая за 8 месяцев прошлого года осталась
умеренной - 4,6% (а в августе была нулевой), вероятно, удержится в
рамках официально объявленного диапазона 6-8% в 2010 и 2011 годах,
причем в последнем случае будет ближе к нижней границе или еще ниже.
Дальнейшее снижение инфляции будет возможно, если цена на нефть в
2011 году будет выше, чем предполагает правительство Казахстана (65
долларов за баррель). В этом случае дефицит бюджета окажется меньше, чем
ожидалось, что и будет способствовать замедлению инфляции. Кроме того,
правительство Казахстана консервативнее подходит к планированию бюджета,
в котором заложена более низкая цена на нефть на 2011 год. Тогда как
российское правительство, по-видимому, оптимистичнее оценивает
перспективы мировой экономики и цен на сырье, и, не колеблясь,
закладывает в бюджет среднегодовую цену нефти в 75 долларов за баррель.
- Такой консерватизм имеет преимущества?
- Более рациональный и консервативный подход к оценке ситуации на
сырьевых рынках, который демонстрирует правительство Казахстана, снижает
риск возникновения кризисной ситуации в экономике в 2011 году. В России
этот риск выше. Ослаблению экономических рисков в Казахстане
способствует не только более разумная бюджетная политика, но и более
последовательная экономическая политика в широком смысле слова.
Бюджет Казахстана менее уязвим не только благодаря тому, что в нем
заложена более низкая цена на нефть, но и потому, что общий уровень
бюджетных расходов останется намного ниже, чем в России и Украине.
Совокупный объем бюджетных расходов в Казахстане составляет около 25%
ВВП, тогда как в России только расходы федерального бюджета эквивалентны
примерно 22-23% ВВП. А расходы консолидированного бюджета (включая
региональные расходы, скорректированные с учетом трансфертов из
федерального бюджета в местные) в прошлом году составили приблизительно
треть ВВП.
Сдерживание бюджетных расходов в Казахстане способствует увеличению
эффективности экономики, повышению темпов роста и снижению инфляции, и
такая тенденция, вероятно, сохранится в 2011 году и в последующие годы.
- Но одновременно в Казахстане выше внешняя задолженность?
- Отношение внешнего долга к ВВП у Казахстана намного выше, чем в
России. В 2009 году долг Казахстана составлял почти 100% ВВП, а в 2010
году он должен быть на уровне менее 90% ВВП, чем в России (по прогнозам,
к концу года у нас долг составит около 33% ВВП). Однако график
погашения долга Казахстана вполне приемлемый.
В 2011 году Казахстану предстоит погасить приблизительно 11,6 млрд
долларов долга, включая процентные платежи, что, по оценкам, будет
сопоставимо со счетом текущих операций. Ограниченность бюджетных
расходов и их умеренный рост позволяют сдерживать не только инфляцию, но
и рост импорта: в 2010 году объем импорта должен быть на 7-8% выше по
сравнению с 2009 годом. В России рост импорта во II квартале 2010 года
ускорился примерно до 33% с уровня годичной давности. Неудивительно, что
в России баланс счета текущих операций ухудшается, и рубль в результате
стал более уязвимым. В Казахстане же в 2010 году было зафиксировано
весьма большое положительное сальдо счета текущих операций (5,7 млрд
долларов в 1 квартале этого года против дефицита 3,5 млрд долларов в I
квартале 2009 года).
- Выходит, макроэкономические риски в Казахстане ниже, чем в России?
- Макроэкономические риски в Казахстане слабее, поскольку
правительство страны лучше справлялось с решением проблем, возникавших в
результате внешних воздействий из-за нестабильности мировой экономики.
Оно быстрее и эффективнее отреагировало на кризис и проводило более
последовательную экономическую политику, благодаря чему стране удалось
избежать сокращения ВВП в 2009 году (в отличие от России и Украины).
Политические риски в 2011 году (если допустить, что они существуют),
намного слабее, чем в России, поскольку экономическая политика в
Казахстане проводится более последовательно. Таким образом, Казахстан
будет более привлекательным для зарубежных инвесторов, и прямые
иностранные инвестиции позволят улучшить баланс счета капитала.
Перспективы национальной валюты также вполне оптимистичны. Благодаря
снижению инфляции конкурентоспособность казахстанской экономики меньше
пострадает из-за реального ослабления тенге.
Все вышесказанное означает, что несмотря на сильную зависимость
экономики Казахстана и России от цен на сырье и несовершенство
институциональной структуры, ситуация в Казахстане более благоприятна,
поскольку правительство меньше вмешивается в экономические вопросы и
проводит более последовательную экономическую политику. Эти факторы
должны позитивно сказаться на конъюнктуре рынка облигаций.
- В чем еще проявляется преимущество макроэкономической политики, которое проводит казахстанское правительство?
- В силу похожести экономик двух стран в целом, структура
производства в ВВП России и Казахстана выглядит почти одинаково.
Единственное серьезное различие обусловлено тем, что добыча полезных
ископаемых составляет более значительную часть экономики Казахстана,
тогда как в России выше доля обрабатывающей промышленности. Структура
ВВП по конечному использованию в двух странах различается в основном
тем, что правительство Казахстана «потребляет» меньше, чем российское
правительство.
Вследствие этого система налогообложения и перераспределения доходов в
России действует менее эффективно - в целом налоговое бремя тяжелее, и
большая часть финансовых ресурсов перераспределяется от более
эффективных секторов экономики и компаний к менее эффективным, в
результате темпы экономического роста в России ниже, а инфляция выше.
Неудивительно, что Казахстан инвестирует в основной капитал более
существенную долю ВВП, чем Россия, несмотря на то, что российское
правительство нарастило так называемые «расходы на национальную
экономику» до 16% от совокупных расходов федерального бюджета.
- Не является ли в сложившейся ситуации дефицит российского бюджета дополнительным фактором риска?
- Ранее мы писали о том, что у нас вызывает обеспокоенность
среднесрочная бюджетная политика российского правительства, которая
предполагает, что номинальные бюджетные расходы продолжат расти, и в
ближайшие годы бюджет будет ежегодно сводиться с дефицитом около 3-4%
ВВП. Хотя размер дефицита кажется относительно умеренным в сравнении с
другими странами, и на деле он может оказаться несколько ниже, но
чрезмерная зависимость российского бюджета от цен на нефть делает
подобную стратегию слишком рискованной и неустойчивой.
Российское правительство планирует финансировать дефицит бюджета в
основном за счет заимствований на внутреннем рынке. Государству
необходимо привлечь до 1,4 трлн рублей, хотя, как сказано выше, доходы
бюджета могут быть больше, чем ожидается, и в этом случае дефицит
сократится, но не сильно.
В 2011 году покрыть дефицит бюджета будет несложно, поскольку банки
накопили достаточно резервов в ЦБ (в том числе в виде облигаций и
средств на корреспондентских счетах, в общей сложности на сумму около
2,2 трлн рублей). Можно допустить, что примерно половина этих денег
(поскольку банкам необходимо иметь определенный резерв ликвидности)
будет переведена в государственные облигации и таким образом вернется в
систему. Это поддержит относительно высокий уровень инфляции и продолжит
оказывать давление на рубль.
Но в 2012 и 2013 годах финансировать дефицит бюджета будет гораздо
сложнее, и это означает, что политика должна измениться тем или иным
образом. Пока неясно, какой будет новая политика, поскольку в 2012 году
предстоят президентские выборы. Не вызывает удивления высокая
волатильность валютного рынка, наблюдавшаяся в последнее время, когда
рубль снижался против евро и доллара, несмотря на ослабление последнего
на мировых рынках и повысившиеся цены на нефть. В будущем году колебания
валютных курсов и спредов будут еще сильнее, чем в последнее время.
- Получается, что перспективы экономики Казахстана лучше?
- Да, в Казахстане, напротив, складывается более обнадеживающая
ситуация. Помимо таких факторов, как более быстрый рост ВВП и меньший
дефицит бюджета в том случае, если цены на нефть действительно будут
близки к 75 долларам за баррель (как ожидает российское правительство),
следует отметить и то, что правительство Казахстана продолжит
накапливать резервы в Национальном фонде (счета которого не включены в
бюджет). По состоянию на 1 сентября в фонде было накоплено 30 млрд
долларов, и его объем продолжает увеличиваться, в то время как Резервный
фонд РФ, теоретически, может быть исчерпан в будущем году.
Хотя российское правительство хочет оставить неприкосновенным другой
фонд - Фонд национального благосостояния - тенденции в двух странах
совершенно различные. В Казахстане ожидается более быстрый рост
экономики и более низкая инфляция, чем в России, что позволит
правительству страны продолжать накапливать резервы, ослабит
долгосрочные макроэкономические риски и, соответственно, положительно
скажется на рынке облигаций. Внешние условия для России и Казахстана
примерно одинаковы, а значит, решающее значение имеет политика,
проводимая правительствами двух стран.