Газета "Наш Мир" br> Взрыв в новогоднюю ночь в коптском храме Двух Святых в Александрии унес более двух десятков жизней, свыше ста человек были ранены. После этого трагического события по стране прокатилась мощная волна протестов христиан, вступивших в противоборство с полицией. Одновременно прошли демонстрации мусульман с осуждением теракта.10 января Папа Римский Бенедикт XVI выступил с призывом к христианскому миру защитить египетских единоверцев. В ответ Египет отозвал своего посла из Ватикана, обвинив Понтифика во вмешательстве во внутренние дела государства.Отверг Каир и аналогичные призывы ряда европейских стран, поскольку, по мнению египетских властей, копты не нуждаются в чьей-либо защите. Расследование теракта не выявило его связи с местными исламскими экстремистами. Как полагают, он был организован извне. В доказательство напоминают о том, что боевики "Аль-Каиды", захватившие католическую церковь в Ираке 31 октября прошлого года, выступали с угрозами в адрес египетских христиан.
И все же, кто бы ни был организатором этого преступления, оно привлекло внимание к коптской общине Египта. Что же это за религиозное меньшинство, какое место община коптов занимает в египетском обществе?
Коптская Православная Церковь, сохранившая верность монофизитскому вероучению, осужденному Халкидонским Вселенским Собором в 451 году, – одна из древнейших христианских Церквей. После Халкидонского Собора Египетская Церковь выделилась в самостоятельную, отличную от Византийской Православной Церкви. С тех пор в Александрии два христианских Патриарха – коптский и греческий.
Определить с достаточной точностью численность коптской общины довольно сложно. Согласно официальной статистике, она составляет примерно 6% населения страны. Сами копты считают, что их по крайней мере вдвое больше. Истина, видимо, лежит посередине. Так что коптов примерно 7–8 млн. из 80 млн. египтян.
Горожане коптского происхождения – преимущественно интеллигенция и бизнесмены. В профессиональных синдикатах адвокатов, журналистов, врачей, инженеров, фармацевтов, ветеринаров число христиан иной раз приближается к четверти состава, что значительно превышает их долю в населении страны. Аналогичная ситуация и в бизнесе. Самые богатые египтяне – коптская семья Савирис, владельцы группы компаний "Ораском". По данным американского журнала Forbes, в кризисном 2009 году совокупная стоимость активов Онси Савириса и трех его сыновей – Нагиба, Самиха и Нассефа – составляла 13 млрд. долл. До кризиса она была значительно больше. Словом, если сравнивать коптскую городскую общину с мусульманским большинством египтян, то она выглядит более образованной и зажиточной. Такая ситуация – наследие колониального периода. Многочисленные европейцы, хозяйничавшие в Египте в первой половине ХХ века, охотнее взаимодействовали с христианами-коптами, чем с мусульманами. Ну а копты использовали эти связи для расширения бизнеса и получения образования в Европе. К тому же идеи исламского возрождения в тот период еще только формировались, и религиозная принадлежность не имела в египетском обществе такого значения, какое она приобрела позже.
В 1970-е годы при президенте Анваре Садате активизация исламских экстремистов привела к серии кровавых столкновений между мусульманами и коптами. В последующем волна подобных инцидентов спала. На бытовом уровне, однако, антихристианские эксцессы случаются. На это не раз обращали внимание египетские правозащитные организации. Однако не все их данные, как и свидетельства самих коптов, при проверке оказывались достоверными. Представителей религиозного меньшинства легко обидеть, поэтому у коптов гипертрофированная реакция на подлинные, а нередко и мнимые, притеснения.
Египетское государство не различает своих граждан по религиозному признаку и очень болезненно относится ко всему, что может спровоцировать рознь между мусульманами и христианами. Статья 5 Конституции Египта (в редакции 2007 года) запрещает политическую активность или создание политических партий на религиозной основе. Готовясь к 2000-летию Рождества Христова, египетское правительство выделило крупные средства на реставрацию христианских памятников. Начиная с 2003 года Рождество (копты празднуют его 7 января) является государственным праздником. Из 25–30 членов правительства двое обычно – копты.
В последние годы несколько ослаблен жесткий закон о получении лицензий на строительство церквей. Он был принят еще в 1856 году, когда Египет был частью Османской империи. Согласно этому закону, для получения лицензии надо собрать массу бумаг, а выдает ее сам правитель. Между прочим, закон был принят под давлением европейских держав, включая Россию, чтобы оградить христиан от возможных эксцессов со стороны мусульман. Множество документов нужно для того, чтобы доказать: строительство церкви не ущемляет интересов мусульман и не может быть использовано как повод для антикоптских выступлений. А подпись правителя – гарантия защиты будущего храма. Ныне, однако, лицензию выдает не глава государства, а губернатор провинции. По словам Папы Шенуды III, возглавляющего Коптскую Церковь уже четыре десятилетия, проблем с получением лицензий не наблюдается.
Сложнее обстоит дело с политическим представительством коптов. Значительная часть мусульман все еще воспринимает их сквозь дихотомию "свой–чужой". По этой причине у коптов почти нет шансов на избрание в Народное собрание (парламент). Исключение составляют министры (им разрешено быть членами парламента) или очень богатые бизнесмены. Поэтому, несмотря на десятки кандидатов-коптов, избранными обычно бывают лишь один или два из них. Президент, имеющий право назначения 10 депутатов, включает в это число 4–5 коптов. Время от времени высказывается предложение ввести в парламенте квоту для коптов наподобие введенной в прошлом году квоты для женщин. Однако руководство страны да и многие христиане отвергают это предложение, считая, что его осуществление лишь повредит национальному единству.
Так что коптская община в целом благополучна, хотя и недостаточно представлена в органах власти. Главное же то, что христиане – неотъемлемая часть египетского народа.
|