Газета "Наш Мир" br>В последнее время в Казахстане участились случаи
детского и подросткового суицида. В чем причина этого явления, как
предотвратить самоубийства детей и подростков
рассказал доктор медицинских наук, профессор, психотерапевт единого
реестра профессиональных психотерапевтов Европы, действительный член и
вице-президент Профессиональной психотерапевтической лиги Александр
Катков. -
Александр Лазаревич, скажите в нашей стране самоубийств среди детей на
самом деле стало больше или о них стали больше писать и говорить
публично?
- И то и другое. Первое, что надо иметь в
виду - вообще степень агрессивности среды: и информационной, и
психологической, и экологической, выросла многократно, за последние
буквально два десятка лет. Степень же устойчивости населения, особенно
восходящего населения - дети, подростки, молодежь - к агрессивным
воздействиям среды - и информационной и психологической - к сожалению,
не повысилась в последние 20 лет, а наоборот - порядочно снизилась. Стрессоустойчивость
людей снизилась, мы хуже стали переносить стрессы, вообще уровень
здоровья населения ухудшился, уровень психического и психологического
здоровья тоже снизился. - Что толкает детей на суицид? -
Что особенно важно для детей - это стресс. С одной стороны, это
требования, которые предъявляет система образования, требования, которые
предъявляют к ним родители, требования подростковой среды, которая тоже
стала более агрессивной, и не все дети могут находить достойные ответы.
У детей и подростков развивается синдром деморализации, когда
они испытывают тревогу, ощущение тупика и безысходности, то есть они не
находят ответы на вопросы, которые перед ними ставит жизнь. У детей
путаются мысли, они не мыслят ясно, сумятица в голове, кроме того, они
испытывают неприятные ощущения в теле, у некоторых детей, как выход из
этого состояния, может быть суицидальная попытка. Дети живут не в
безвоздушном пространстве: сейчас по телевидению по десять раз на день
показывают как происходят самоубийства в художественных фильмах, в
Интернете с легкостью можно все это увидеть. Никаких проблем здесь нет
для того, чтобы расстаться с жизнью, это с легкостью можно узнать. За
счет агрессивной информационной среды многое распространяется такое,
чего не нужно распространять, но это уже есть. Теперь нужно думать о
том, как выработать устойчивость ребенка, подростка к этой агрессивной
среде - Что делать, если родители заметили у своего
ребенка "синдром деморализации"? Куда должны обратиться родители или,
может быть, сам подросток? - Ребенок, конечно, может
обратиться к родителям. Но если родители "накачивают" правилами,
которые невозможно выполнить, ребенок не получает никакого ответа,
потому что с родителями должного контакта нет.
Второй вариант,
где он может встретить понимание и сочувствие в этом состоянии - это
преподавательская среда: учителя, школьные психологи, социальные
педагоги. Но может получиться так, что они к этому не готовы, что они
просто не знают, что делать, потому что их самих плохо профессионально
подготовили. Но мы можем диагностировать не факты
уже суицидальные, а риски суицидов. Такие диагностические программы
есть, школьные психологи и социальные работники должны быть оснащены
этими программамиКогда все это сходится: есть повышенное
агрессивное давление со всех сторон на ребенка или подростка и никакой
стратегии противодействия или взаимодействия с этим давлением и не к
кому обратится - ни к родителям, ни к школьным психологам, а своих
ресурсов маловато – тогда развивается состояние деморализации. В
одну секунду мы не улучшим состояние среды, не повысим устойчивость
подростка к современному миру. Но мы можем диагностировать не факты уже
суицидальные, а риски суицидов. Такие диагностические программы есть,
школьные психологи и социальные работники должны быть оснащены этими
программами. Также должны быть программы, которые снижают эти риски,
такие программы тоже есть. В настоящее время в
систему образования внедряются такие программы - вовлечение в уровень
социальной эпидемии и программа обучения социальных педагогов.Это
все на национальном уровне - программа развития здравоохранения
Казахстана "Саламатты Казахстан" предусматривает как раз оснащение
такими диагностическими программами и обучение школьных психологов и
педагогов. Сейчас решается вопрос о трехлетней научно-технической
программе эффективной профилактики социальных эпидемий. В республике
будет научный центр, который будет специально заниматься проблемой
социальных эпидемией.
|