Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Одни лингвисты, в том числе знаменитый Ноам Хомский, считают, что человеку дано нечто вроде «языкового органа» (врождённой способности к языку), который начинает работать на определённом этапе жизни, и просто выучиться языку невозможно. Другие настаивают на том, что на процесс овладения языком определяющее влияние оказывают не биологические, а социальные факторы: дети, которые были воспитаны животными, не обладают человеческой речью.
Иными словами, вопрос стоит так: мы знаем или учим? Ответ на него хотели бы получить не только лингвисты...
Рони Кацир из Тель-Авивского университета (Израиль) решил внести свой вклад в обсуждение проблемы, разработав компьютерную программу с минимальным когнитивным аппаратом, аналогичным тому, что дан младенцам. Сможет ли она выучить основы грамматики?
Главное условие: программа ничего не знает ни о языке, ни о том, как ему можно учиться. Она просто воспринимает некоторую информацию и обладает способностью искать систему в разрозненных, казалось бы, данных. «Человеческий процесс обучения аналогичен процессу сжатия файлов: мы ищем характерные узоры в данных, — рассказывает г-н Кацир. — К примеру, нам надо описать последовательность из тысячи знаков. Конечно, мы можем просто перечислить их все по порядку, но можем заметить определённые повторения и с их помощью составить более компактное описание. Чем лучше вы что-то понимаете, тем более эффективно описываете».
Г-н Кацир апеллирует здесь к известному принципу редукции (сведения сложного к простому), самым знаменитым выражением которого выступает «бритва Оккама». Частными случаями редукции являются принцип достаточного основания (в логике) и принцип минимальной длины описания (в информатике). Если предположить, что мозг человека обладает врождённой способностью к редукции, то, как показали первые эксперименты г-на Кацира, он и впрямь может учиться. Соответственно, языковые возможности человека не ограничены врождёнными способностями.
Отчасти это подтверждается исследованием, проведённым специалистами из Канады и Франции. 63 ребёнка в возрасте 24 месяцев были разделены на две группы: в первой находились одноязычные дети, во второй — двуязычные, доказавшие базовое знание английского и французского в ходе предварительных тестов. Обеим группам были даны задания на оценку когнитивных способностей с добавлением отвлекающего фактора. Дети из второй группы справились с ними намного лучше.
Учёные делают отсюда осторожный вывод о том, что обучение второму языку с пелёнок ведёт к лучшему контролю внимания. Но нас интересует другое: можно ли утверждать, подобно г-ну Хомскому, с какими врождёнными способностями появляются на свет люди, пока эти способности в полной мере не раскрылись? Как определить эту «полную меру»? Можно ли знать заранее, жив или мёртв кот Шрёдингера?