Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Фетхуллах Гюлен, нынешний глава джамаата "Нурджулар"
Согласно данным ряда бывших высокопоставленных сотрудников турецких спецслужб, руководитель известной и скандальной секты «Нурджулар» М.Гюлен является давним и активным агентом ЦРУ США. В частности, бывший руководитель бюро турецкой разведки в Стамбуле Нури Гундус уверено и со знанием дела заявил о том, что лидер этой секты давно и на планомерной основе использовался американцами для сбора информации в отношении различных исламистских течений в Афганистане, Пакистане и Иране, а также внедрения своей агентуры влияния в республиках Центральной Азии. В частности, по его данным, под «крышей» офисов и колледжей секты в Киргизстане и Узбекистане в разный период времени работало около 130 источников информации американской разведки. Это к вопросу об усилении внимания США к центральноазиатскому региону в связи с кампанией в Афганистане. Можно предположить, что это «внимание» объективно будет усиливаться по мере выхода американских войск из этой страны. М.Гюлен с 1998 года проживает постоянно в Пенсильвании (США), при этом получив вид на жительство только в 2008 году. Отметим, что его попытки заполучить «зеленую карту» увенчались успехом только после фактически открытой поддержке со стороны ЦРУ США. «Поручителями» М.Гюлена выступили два ветерана этой организации: Грэхэм Фулер, с которым М.Гюлен имеет личные контакты еще с того времени, когда этот американец возглавлял резидентуру ЦРУ в Кабуле; и Дж.Фидас, который отвечает в «конторе» за контакты с научными, аналитическими университетами и фондами. Их вмешательство понадобилось после того, как у М.Гюлена возникли серьезные проблемы с миграционными властями США и ФБР в связи «с подозрениями в обширных связях с исламистскими радикалами». Теперь совершенно очевидно, что указанные контакты в действительности имели место, как и то, что они осуществлялись в рамках широкомасштабных операций инфильтрации агентуры и сбора информации ЦРУ США.
Налицо в принципе классическая операция спецслужбы с участием подконтрольных исламистских структур, которая была естественно связана с рисками участия в очень сомнительных мероприятиях. В частности, отдельной темой является задействование филиалов «Нурджулар» в африканских странах. Колледжи и представительства организации широко распространены в Судане, Кении, Уганде, Малави, Ботсване, Танзании, Нигерии и ЮАР. В 2003 году один из эмиссаров «Нурджулар» был арестован сотрудниками ФБР США в Малави и вывезен в тюрьму в Гуантанамо (где находится до сих пор, кстати); год спустя аналогичная история приключилась еще с одним сотрудником «Нурджулар» в Ботсване. Это свидетельствует только о том, что контакты с джихадистами проводились на очень серьезном уровне, включая и участие в разработке совместных террористических операций. Более того, «сдача» своих эмиссаров ФБР США входило в составную часть этой операции, и обеспечивала необходимую достоверность желанию Ф.Гюлена поучаствовать в «мировом джихаде» и подчеркивало «его искренность». ФБР естественно ни о чем таком не догадывалось и бодро рапортовало президенту США (не меньше) об очередных успехах. При этом не согласимся с экспертами, которые утверждают, что успех этой операции был обусловлен исключительно «подходящим» идеологическим содержанием учения основателя «Нурджулар» С.Нурси. Гибкость этого учения действительно позволяет выйти на диалог с радикалами, но не более того. Совершенно очевидно, что внедрение на хорошем уровне и приобретение доверия у исламистов возможно только при одном условии, а именно обеспечении бесперебойного и солидного финансирования их операций. Остается только догадываться в какую сумму обошлась операция ЦРУ США простому налогоплательщику. Помимо финансирования активности собственно самой секты и ее филиалов по всему миру (более 1200), однозначно было необходимо «ссуживать» очень серьезные суммы джихадистам. Кстати, если когда-нибудь выяснится, какие конкретно террористические операции профинансировали на американские деньги, то разразится хороший скандал.
Сразу же ответим скептикам, которые ставят моральные ценности выше «грязных операций спецслужб». Необходимо сразу же уяснить, что иных способов инфильтрации в террористические организации, кроме как принятия участия в их деятельности в той или иной степени (в данном случае через финансирование и логистику), не существует. Их не придумали, и не придумают. Придется смириться с тем, что часть «малозначительных» операций приходится финансировать и даже идти на их осуществление, дабы узнать о подготовке и предотвратить действительно резонансные. Такова циничная диалектика борьбы с террором.
Из всего сказанного следует несколько очевидных вещей.
1.Секта «Нурджулар» являлась «крышей» ЦРУ США, с помощью которой оно проводило глобальную операцию по инфильтрации в сеть мирового джихада. Основными направлениями деятельности являлись Афганистан и тесно связанные с ним «направления». А именно – африканский континент (вспомним Сомали и «запасной плацдарм» «Аль-Каиды» в виде «Аш-Шабаб»), где филиалы «Нурджулар» фактически находились в странах по периметру Африканского Рога. Вторым – центральноазиатский регион, который приобретает ключевое значение в связи в ситуацией в Пакистане и Афганистане.
2.Организация активно использовалась американцами для приобретения агентуры в местах ее функционирования. В этой связи абсолютно логичным и необходимым выглядят мероприятия органов безопасности России по ликвидации сети колледжей секты в нашей стране и квалификация ее деятельности Верховным судом РФ «как подрывной». При этом отметим, что откровения одного из бывших руководителей МИТ позволяют констатировать, что речь идет в большей мере не о подрывной деятельности именно турецких спецслужб, а срыве разведывательной деятельности в большей степени американских разведорганов. Это новый нюанс, что совершенно не означает, что МИТ Турции не догадывалось о происходящем, но ее роль в этой операции была скорее вспомогательной. В связи с этим в новом свете предстают опровержения турецкого правительства «о непричастности к деятельности членов секты за рубежом».
3. «Нурджулар» использовалась американцами не только для борьбы с джихадистами, но и для сбора информации в отношении политических процессов в самой Турции и приобретения агентуры в госструктурах. Об этом свидетельствует секретное исследование специально созданной группы военной разведки страны, в котором указывалось, что «начиная с 2000 года секта проводила активную деятельность по инфильтрации своих членов в армию, полицию, судебные органы и политические партии». Выводы группы говорят о серьезной угрозе национальной безопасности Турции «в связи с усилением тем самым влияния радикальных исламистов в жизненно важных для страны органах власти и управления». Это очень интересный момент, так как даже для всемогущих некогда турецких военных было большим секретом, что речь идет в первую очередь об усилении не исламистского, а американского влияния. Понятно, что разведорганы США работали «на перспективу» в связи с набирающими политический вес в стране умеренными исламистами.
4.Операция американской разведки с использованием «Нурджулар» фактически завершена, в том числе и в силу резко изменившейся позиции Анкары. Откровения бывших турецких спецслужбистов и открытое вмешательство сотрудников ЦРУ США в процесс предоставления Ф.Гюлену «зеленой карты» говорят об этом со всей убедительностью. Об этом же косвенно свидетельствует и тот факт, что Ф.Гюлен очень резко критиковал нынешние турецкие власти за «их заигрывания с Тегераном» (это как раз укладывается в родственную «джихадистам» точку зрения на суннитско-шиитское противостояние), а также за недавнюю историю с «Флотилией мира». Такая критика «ставит крест» на нейтралитете Анкары в связи с деятельностью секты на территории страны. Этот момент необходимо рассматривать как постепенное и пока осторожное дистанцирование нынешнего режима в Турции от США. В этом же контексте стоит оценивать и отказ Анкары участвовать в каких-либо военных операциях против Ирана, включая предоставление своего воздушного пространства и военных баз.
Теперь логичным будет ожидать начало широкой кампании «чистки» силовых и государственных структур страны от «засланных казачков», что потеплению в двухсторонних отношениях тоже не будет способствовать.