Газета "Наш Мир" br> Манна небесная
По Библии, манна – пища, которую Бог посылал иудеям каждое утро с неба,
когда они шли пустыней в землю обетованную (Исход, 16, 14-16 и 31).
***
Медвежья услуга
Выражение возникло из басни И. А. Крылова «Пустынник и Медведь» (1808).
***
Медовый месяц
Мысль о том, что счастье первой поры брака быстро сменяется горечью
разочарования, образно выраженную в восточном фольклоре, использовал
Вольтер для своего философского романа «Задиг, или Судьба» (1747), в 3-й
главе которого он пишет: «Задиг испытал, что первый месяц брака, как
он описан в книге Зенд, является медовым месяцем, а второй – полынным
месяцем».
***
Молодым везде у нас дорога
Цитата из «Песни о родине» в кинофильме «Цирк» (1936), текст В. И. Лебедева-Кумача, музыка И. О. Дунаевского.
***
Молчание – знак согласия
Выражение римского папы (1294-1303) Бонифация VIII в одном из его
посланий, вошедших в каноническое право (свод постановлений церковной
власти). Выражение это восходит к Софоклу (496-406 гг. до н.э.), в
трагедии которого «Трахинянки» сказано: «Разве ты не понимаешь, что
молчанием ты соглашаешься с обвинителем?»
***
Муки Тантала
В греческой мифологии Тантал, царь Фригии (называемый таже царем Лидии),
был любимцем богов, которые часто приглашали его на свои пиршества.
Но, возгордившись своим положением, он оскорбил богов, за что и был
жестоко наказан. По Гомеру («Одиссея»), наказание его состояло в том,
что, низвергнутый в Тартар (ад), он вечно испытывает нестерпимые муки
жажды и голода; он стоит по горло в воде, но вода отступает от него,
как только он наклонит голову, чтобы напиться; над ним нависли ветви с
роскошными плодами, но, как только он протягивает к ним руки, ветви
отклоняются. Отсюда и возникло выражение «муки Тантала», имеющее
значение: нестерпимые муки вследствие невозможности достигнуть желанной
цели, несмотря на ее близость.
***
На седьмом небе
Выражение, означающее высшую степень радости, счастья, восходит к
греческому философу Аристотелю (384-322 гг. до н.э.), который в
сочинении «О небе» объясняет устройство небесного свода. Он полагал, что
небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых
утверждены звезды и планеты. О семи небесах упоминается в различных
местах Корана: к примеру, говорится о том, что сам Коран был принесен
ангелом с седьмого неба.
***
Не хочу учиться, хочу жениться
Слова Митрофанушки из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1783), д.3, явл. 7.
***
Новое – это хорошо забытое старое
В 1824 г. во Франции вышли мемуары модистки Марии-Антуанеты мадемуазель
Бертен, в которых она эти слова сказала по поводу подновленного ею
старого платья королевы (в действительности ее мемуары поддельны, –
автор их Жак Пеше). Мысль эта была воспринята как новая тоже только
потому, что она была хорошо забыта. Уже Джефри Чосер (1340-1400) сказал,
что «нет того нового обычая, который не был бы старым». Эта цитата из
Чосера была популяризирована книгой Вальтера Скотта «Народные песни
южной Шотландии».
***
Зарубить на носу
В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния.
«Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далёком
прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с
помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.
***
Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном
представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера)
результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица,
пух – звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел,
получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть
твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы
останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы
тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые
духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и
отстанут, не будут строить козней во время охоты.
***
Бить баклуши
Что такое «баклуши», кто и когда их «бьёт»? С давних пор кустари делали
ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было
отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось
подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело, не требующее особого
умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из
насмешки мастеров над подсобными рабочими – «баклушечниками», и пошла
наша поговорка.
***
О мертвых или хорошо, или ничего
Выражение , часто цитируемое по-латыни: «De mortuis nil nisi bene» или
«De mortuis aut bene aut nihil», по-видимому, восходит к сочинению
Диогена Лаэртского (III в. н. э.): «Жизнь, учение и мнения прославленных
философов», в котором приведено изречение одного из «семи мудрецов» –
Хилона (VI в. до н.э.): «Об умерших не злословить».
***
О святая простота!
Это выражение приписывается вождю чшского национального движения Яну
Гусу (1369-1415). Приговоренный церковным собором как еретик к сожжению,
он будто бы произнес эти слова на костре, когда увидел, что какая-то
старушка (по другой версии – крестьянка) в простодушном религиозном
усердии бросила в огонь костра принесенный ею хворост. Однако биографы
Гуса, основываясь на сообщениях очевидцев его смерти, отрицают факт
произнесения им этой фразы. Церковный писатель Тураний Руфин (ок.
345-410 гг.) в своем продолжении «Истории церкви» Евсевия сообщает, что
выражение «святая простота» было произнесено на первом Никейском соборе
(325 г.) одним из богословов. Выражение это часто употребляется
по-латыни: «O sancta simplicitas!».
***
Око за око, зуб за зуб
Выражение из Библии, формула закона возмездия: «Перелом за перелом, око
за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и
ему должно сделать» (Левит, 24, 20; об этом же – Исход, 21, 24;
Второзаконие, 19, 21).
***
От великого до смешного один шаг
Эту фразу часто повторял Наполеон во время бегства из России в декабре
1812 г. своему послу в Варшаве де Прадту, который рассказал об этом в
книге «История посольства в Великое герцогство Варшавское» (1816).
Первоисточником ее является выражение французского писателя Жана-Франсуа
Мармонтеля (1723-1799) в пятом томе его сочинений (1787): «Вообще
смешное соприкасается с великим».
***
Язык до киева доведёт
В 999 году некий киевлянин Никита Щекомяка заблудился в бескрайней,
тогда русской, степи и попал к половцам. Когда половцы спросили его:
Откуда ты, Никита? Он отвечал, что из богатого и красивого города Киева,
и так расписал кочевникам богатство и красоту родного города, что
половецкий хан Нунчак прицепил Никиту за язык к хвосту своей лошади, и
половцы поехали воевать и грабить Киев. Так Никита Щекомяка попал домой
при помощи своего языка.
***
Шаромыжники
1812 год. Когда французы Сожгли Москву и остались в России без
пропитания, они приходили в русские деревни и просили пропитания Ше ра
ми, типа дайте мне. Вот русские и стали их так называть. (одна из
гипотез).
***
Сволочь
Это слово идиоматического оборота. Есть такая река Волочь, когда рыбаки
приплывали с уловом, говорили наши с Волочи пришли. Есть еще несколько
томологических смыслов этого слова. Сволакивать – собирать, волочь. От
них и произошло это слово. Но ругательным оно стало совсем не давно.
Это заслуга 70 лет в КПСС.
***
Знать всю подноготную
Выражение связано со старинной пыткой, при которой обвиняемым загоняли под ногти иглы или гвозди, добиваясь признания.
***
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
Цитата из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов», сцена «Царские палаты»
(1831), монолог Бориса (Мономах по-гречески единоборец; прозвание,
писоединявшееся к именам некоторых византийских императоров. В древней
Руси это прозвание закрепилось за великим князем Владимиром (нач. XII
в.), от которого вели свое происхождение московские цари. Шапка Мономаха
– венец, которым венчались на царство московские цари, символ царской
власти). Приведенной цитатой характеризуется какое-либо тяжкое
положение.
***
Платон мне друг, но истина дороже
Греческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) в сочинении «Федон»
приписывает Сократу слова «Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше
об истине». Аристотель в сочинении «Никомахова этика», полемизируя с
Платоном и имея в виду его, пишет: «Пусть мне дороги друзья и истина,
однако долг повелевает отдать предпочтение истине». Лютер (1483-1546)
говорит: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует
предпочесть» («О порабощенной воле», 1525). Выражение «Amicus Plato, sed
magis amica veritas» – «Платон мне друг, но истина дороже»,
сформулировано Сервантесом во 2-й части, гл. 51 романа «Дон-Кихот»
(1615).
***
Плясать под чужую дудку
Выражение употребляется в значении: действовать не по собственной воле, а
по произволу другого. Восходит к греческому историку Геродоту (V в. до
н.э.), который в 1-й книге своей «Истории» рассказывает: когда
персидский царь Кир покорил мидян, малоазийские греки, которых он прежде
тщетно пытался склонить на свою сторону, выразили готовность
подчиниться ему, но при известных условиях. Тогда Кир рассказал им
следующую басню: «Один флейтист, увидевши рыб в море, стал играть на
флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он
взял сеть, закинул ее и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в
сетях, он сказал им: «Перестаньте плясать; когда я играл на флейте, вы
не хотели выходить и плясать». Басня эта приписывается Эзопу (VI в. до
н.э.).
***
После дождичка в четверг
Русичи – древнейшие предки русских – чтили среди своих богов главного
бога – бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели –
четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен
латинскому Перуну – Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в
засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в
«свой день» – четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными,
то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему, что
неизвестно когда исполнится.
***
Попасть в переплёт
В диалектах переплёт – сплетённая из веток ловушка для рыб. И, как во
всякой ловушке, оказаться в ней – дело малоприятное. Реветь белугой
***
Реветь белугой
Нем, как рыба – это вам известно давным-давно. И вдруг реветь белугой ?
Оказывается, речь здесь не о белуге, а белухе, так называют полярного
дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.
***
Победителя не судят
Эти слова приписываются Екатерине II, которая будто бы выразилась так,
когда А. В. Суворов был предан военному суду за штурм в 1773 г.
Туртукая, предпринятый им вопреки приказанию фельдмаршала Румянцева.
Однако рассказ о произвольных действиях Суворова и об отдаче его под суд
опровергается серьезными исследователями.
***
Познай самого себя
По преданию, сообщаемому Платоном в диалоге «Протагор», семь мудрецов
древней Греции (Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон),
сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах, написали: «Познай самого
себя». Мысль о познании себя разъяснял и распространял Сократ. Выражение
это часто употребляется в латинской форме: nosce te ipsum.
***
Редкая птица
Это выражение (лат. rara avis ) в значении «редкое существо» впервые
встречается в сатирах римских поэтов, например, у Ювенала (серед. I в. –
после 127 г. н. э.): «Редкая на земле птица, вроде как черный лебедь».
***
Рожденный ползать летать не может
Цитата из «Песни о Соколе» М. Горького.
***
Дым коромыслом
В старой Руси избы часто топили по-чёрному: дым уходил не через печную
трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по
форме дыма предсказывали погоду. Идет дым столбом – будет ясно, волоком –
к туману, дождю, коромыслом – к ветру, непогоде, а то и буре.
Не ко двору
Это очень старая примета: и в доме, и на подворье (во дворе) будет жить
только то животное, которое понравится домовому. А не понравится –
заболеет, захиреет или убежит. Что делать – не ко двору!
***
Волосы Дыбом
Но вот что за дыб такой? Оказывается, стоять дыбом – это стоять
навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него
волосы словно на цыпочках на голове стоят.
***
Переть на рожон
Рожон – это острый шест. А в некоторых русских губерниях так называли
четырехзубые вилы. Действительно, не очень-то на них попрёшь!
***
С корабля на бал
Выражение из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, гл.8, строфа 13 (1832):
И путешествия ему,
Как все на свете, надоели,
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.
Этим выражением характеризуется неожиданная, резкая перемена положения, обстоятельств.
***
Соединять приятное с полезным
Выражение из «Искусства поэзии» Горация, который говорит о поэте:
«Всякого одобрения достоин тот, кто соединил приятное с полезным».
***
Умывать руки
Употребляется в значении: устраняться от ответственности за что-либо.
Возникло из Евангелия: Пилат умыл руки перед толпой, отдав ей Иисуса для
казни, и сказал: «Не виновен я в крови праведника сего» (Матф., 27,
24). О ритуальном умывании рук, служащем свидетельством непричастности
умывавшего к чему-либо, рассказывается в Библии (Второзаконие, 21, 6-7).
***
Уязвимое место
Возникло из мифа о единственно уязвимом месте на теле героя: пятка
Ахилеса, пятно на спине Зигфрида и т.п. Употребляется в значении: слабая
сторона человека, дела.
***
Фортуна. Колесо Фортуны
Фортуна – в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и
несчастья. Изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе
(подчеркивающем ее постоянную изменчивость), и держащей в одной руке
руль, а в другой – рог изобилия. Руль указывал на то, что фортуна
управляет судьбой человека.
***
Вверх тормашками
Тормашить – во многих русских губерниях это слово означало ходить.
Значит, вверх тормашками – это всего-навсего вверх ходилками, вверх
ногами.
***
Тёртый калач
Между прочим, и на самом деле был такой сорт хлеба – тёртый калач. Тесто
для него очень долго мяли, месили, тёрли, отчего калач получался
необыкновенно пышным. И ещё была пословица – не тёрт, не мят, не будет
калач. То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от
пословицы, а не от названия хлеба.
***
Выводить на чистую воду
Когда-то говорили выводить рыбу на чистую воду. А если рыбу, то все
понятно: в зарослях камыша или там, где в иле тонут коряги, попавшаяся
на крючок рыба легко может оборвать леску и уйти. А в прозрачной воде,
над чистым дном – пусть попробует. Так и разоблачённый жулик: если все
обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти.
***
И на старуху бывает проруха
А что это за проруха (ошибка, оплошность у Ожегова и Ефремовой) такая,
прореха (т.е. изъян, дефект) что ли? Смысл, следовательно, такой: И
умудрённый опытом человек может ошибаться. Толкование из уст знатока
древнерусской литературы: И на старуху бывает поруха Поруха (укр. ж.
разг.-сниж. 1 – Вред, разрушение, порча; 2 – Беда). В конкретном же
смысле поруха (др. рус.) – изнасилование. Т.е. всё возможно.
***
Хорошо смеется тот, кто смеется последним
Выражение принадлежит французском писателю Жану-Пьеру Флориану (1755-1794), употребившему его в басне «Два крестьянина и туча».
***
Цель оправдывает средства
Мысль этого выражения , являющегося основой морали иезуитов, заимствована ими у английского философа Томаса Гоббса (1588-1679).
***
Человек человеку волк
Выражение из «Ослиной комедии» древнеримского писателя Плавта (ок. 254-184 гг. до н.э.).
|