Газета "Наш Мир" br>
Продажи пива на родине крупнейшего в мире пивного фестиваля в
прошлом году упали до рекордного уровня. Одни считают это временным
явлением, связанным с плохой погодой. Другие усматривают приметы новой
общественной тенденции: пиво — пожилым, немецкая молодежь выбирает
другие напитки.
«Пиво — это Германия». Популярная среди немцев присказка может стать
анахронизмом. Федеральное статистическое ведомство ФРГ объявило о
рекордном за последние 20 лет снижении продаж напитка, традициям
изготовления которого в Германии уже более тысячи лет. В прошлом году
1,3 тысячи немецких пивоварен продали 98,3 млн гектолитров, что на 1,7%
меньше, чем в 2009. Если бы экспорт легендарного напитка не был бы
настолько хорош, то минус мог составить 3%.
В поисках объяснения Петер Хан, руководитель германского
пивоваренного союза, припоминает на редкость плохую погоду 2010 года.
«Холодное начало года и дождливая вторая половина дали о себе знать», —
считает Хан. Не спасли и четыре недели чемпионата мира по футболу,
обычно сулящее гигантские продажи. Во время первенства продажи пива
были всего на 8% больше, чем в обычные дни годом ранее. «Пиво –
продукт, зависящий от погоды», — резюмирует Петер Хан.
Учитывая то, что продажи пива снижаются в Германии не первый год (за
последнее десятилетие они сократились на 10%), в новейших данных можно
усмотреть и более тревожный для производителей симптом. Немцы все чаще
делают выбор не в пользу пива. В недавнем рейтинге самых популярных в
Германии напитков пиво оказалось на четвертом месте (102 литра в год на
человека — на 40 литров меньше, чем в 1991 году), уступив лимонаду и
натуральным сокам (118 литров) и минеральной воде (131 литр). Не говоря
уже кофе, который, как всегда, вне конкуренции. В год один немец
выпивает 150 литров кофе.
Представители Союза безалкогольных напитков объясняют повышение
спроса на свою продукцию двумя факторами. Во-первых, нация стареет, а
пожилые пьют меньше и в пивные ходят реже. Во-вторых, меняются
предпочтения молодежи. Она предпочитает утолять жажду не пивом, как это
было принято у отцов и дедов, а водой, соком или лимонадом. Особенно
заметно — на 8,4% — вырос спрос на безалкогольные миксы, то есть соки,
смешанные с водой, включая немецкую классику «яблочный сок плюс
минералка».
Понятно поэтому, почему некоторые немецкие пивовары откорректировали
свои приоритеты: Radeberger уже давно торгует водой Selters, а
относительно недавно приобрела Bionade, модный среди молодежи лимонад;
Krombacher, вторая по величине немецкая пивная фирма, выпускает шипучки
Schweppes и Orangina; Karlsberg занимается теперь и продажей минералки
Aqua Vitalis.
На эксперименты другого рода решились в Veltins, пятой по величине
пивной фирме Германии. Недавно она впервые за свою 180-летнюю историю
выпустила напиток, не содержащий ни капли пива. Это вино из киви с
привкусом коктейля «кайпиринья». На разработку слабоалкольной новинки,
предназначенной для молодежи, было потрачено около 10 млн евро. «Нашей
задачей должен стать поиск серии продуктов для каждой возрастной
группы», — пояснил в интервью Financial Times Deutschland один из
руководителей Veltins Михаэль Хубер, говоря о перспективах развития. На
фоне снижающегося спроса на пиво затраты становятся выше: из-за плохого
урожая цены на ячмень выросли за год почти в два раза, посетовал
Хубер.
Растет популярность безакогольного пива, еще относительно недавно
вызывавшего у немцев дружный смех. По данным германского пивоваренного
союза, спрос на этот напиток вырос в 2010 году на 15%. Такое пиво
позиционируют как «идеальный спортивный напиток», предназначенный для
людей с «активной жизненной позицией».
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Для любителей пива в
Германии наступили золотые времена — знаменитые сорта продаются за
бесценок. 20-бутылочный ящик Krombacher, Warsteiner или Veltins порой
можно купить за 9,99 евро. По специальным ценам продается в среднем
каждая вторая бутылка. «2010 год стал отрезвляющим для германских
пивоваров», — заявил Альберт Кристманн, руководитель Radeberger.
Нынешняя ценовая политика, по его убеждению, «саморазрушительна».
Имея рекордное число пивоварен (1327 заводов поставляют на рынок
более 5 тысяч сортов пива), Германия по части потребления уступает
России, где в год продается около 144 млн гектолитров, не говоря уже о
китайцах (410 млн гектолитров в год). При этом лишь 15% пива,
произведенного в Германии, отправляется за рубеж. Немецкие пивовары
уступают игрокам глобального уровня: Heineken, AB Inbev и Carlsberg.
Соперничать с ними не может даже признанный в Германии лидер
Radeberger. Попытки закрепиться на динамично развивающихся рынках
все-таки есть: Warsteiner ежегодно экспортирует 640 тысяч гектолитров
пива в целый ряд стран, от Южной Африки до Аргентины.
Между тем, компания AB Inbev, мировой лидер пивоварения, отмечает
растущий спрос в Латинской Америке (+8%). В целом, бельгийский гигант
ожидает 2-процентное увеличение продаж своих марок (Stella Artois,
Beck`s, Hoegaarden, Leffe, Staropramen). Аналитики AB Inbev признают,
что европейцы меняют свое отношение к пиву — его все чаще пьют дома, а
не в пивных, кафе и ресторанах.
|