Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4609
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Арабы разрушили свою "берлинскую стену"
Газета "Наш Мир"
С момента бегства президента Туниса Бен Али и «заражения» других арабских стран ситуацию в регионе зачастую сравнивают с падением берлинской стены в октябре 1989 года и вызванным ей эффектом домино, который привел к крушению коммунистического блока в Европе. Сравнение это, конечно, довольно натянуто, но отнюдь не лишено смысла.

Основное отличие, разумеется, заключается в том, что коммунистические страны Центральной и Восточной Европы принадлежали к единому «блоку», альянсу, центр управления которым находился в Москве, в Кремле. Когда СССР Михаила Горбачева решил отпустить вожжи, то есть не стал подавлять уличные манифестации в Восточной Германии (как это было в Берлине в 1952 году, в Будапеште в 1956 году и в Праге в 1968 году), это открыло путь для масштабных исторических изменений.

За несколько недель все страны блока захлестнула прорвавшаяся через стену волна, причем  коснулось это и Румынии Чаушеску, которая была уверена, что сможет силой противостоять этой «демократической заразе». Выжить удалось лишь находившейся вне блока Югославии, что, тем не менее, не отменило ее кровопролитного распада два года спустя.

Международная ситуация также была довольно необычной: Западная Европа и США благосклонно взирали на смену режимов в принадлежащих к враждебному им военному блоку странах и рассматривали этот процесс как ослабление своего Врага XX века (СССР), не подозревая о том, что его самого двумя годами позднее ожидает распад.

Арабский мир нельзя рассматривать как однородный блок

Арабский мир не обладает ни одной из этих черт: он не является однородным блоком, не входит ни в какой альянс за исключением неформальной Лиги арабских государств, и не зависит ни от какого «Центра», способного отдать или отменить приказ о подавлении уличных выступлений.

Кроме того, внешний мир колеблется между поддержкой демократических устремлений манифестантов и страхом того, что эти страны могут оказаться в руках религиозных экстремистов и стать новыми очагами нестабильности и потенциальными противниками.

События в Тунисе застали врасплох весь арабский мир, в том числе и самих тунисцев, удивленных собственной смелостью и способностью свергнуть сидящего на троне уже более двух десятилетий диктатора. Однако Тунис – это маленькое и не имеющее большой стратегической значимости государство, в результате чего события могли бы развиваться своим чередом без каких-либо серьезных последствий для остального мира.

Тунис 2011 – Берлин 1989


В результате же бегство Бен Али стало своего рода падением берлинской стены для народов арабского мира. Во всяком случае, с психологической точки зрения, так как во многих странах (Алжире, Иордании, Египте, Йемене…) были отмечены протестные самоубийства, массовые выступления против действующей власти, а также цензура интернета, направленная на то, чтобы минимизировать роль социальных сетей как катализатора революции (что произошло в Тунисе).

Тем не менее, каждая страна и каждый режим пытаются справиться с ситуацией по-своему. Египет несколько дней назад оказался в самом центре бури и отреагировал довольно жестко: более 60 погибших в пятницу, коммуникации перерезаны, президент Мубарак отправляет в отставку правительство, чтобы увеличить шансы на спасение собственной шкуры. На улицы вышли толпы людей, а верность армии выглядит все более и более сомнительной.

В Алжире все ростки протестного движения были незамедлительно выкорчеваны, несмотря на намеченное на 12 февраля собрание и уверенность ряда наблюдателей в грядущих потрясениях внутри режима.

У каждой страны есть своя история, политический, экономический и социальный контекст. Никто не ожидает того, что события в Саудовской Аравии примут тот же оборот, что в Алжире или Тунисе. Распространение идет совершенно не так как в Европе 1989 года, когда схожие режимы столкнулись с одним явлением. Влияние на арабские страны вполне реально, однако одни и те же причины приводят к совершенно разным следствиям в зависимости от рассматриваемого государства.

Беспокойство великих держав


В то же время можно с уверенностью говорить о том, что великие державы нашего мира с беспокойством следят за этими событиями вместо того, чтобы радоваться взлету потребности в свободе в той части мира, которая долгое время была заложником косности и посредственности деспотов в погонах и коронах, а также политико-религиозного мракобесия.

Это заметное от Вашингтона до Парижа и Пекина (в субботу само слово «Египет» подпало там под цензуру) беспокойство объясняется тем, что никто не в состоянии предсказать, во что выльется это народное движение. В отличие от Центральной и Восточной Европы, где результат выглядел вполне прозрачным (соответствующие Западной Европе демократические режимы), никто не знает, в каком направлении движется египетская революция.

Нельзя, разумеется, забывать и об исламистской составляющей. Свержение Мубарака может стать залогом победы имеющих полувековую историю группировки «Братья-мусульмане», которая пользуется широкой поддержкой в Египте и Иордании. Такая перспектива, безусловно, не радует американцев и израильтян, но их бездействие раздражает демократических «диссидентов» арабского мира, которые больше не могут противостоять исламистской или авторитарной альтернативе.

На прошлой неделе аналитик-консерватор Роберт Каплан (Robert Kaplan) написал в The New York Times о том, что нам не следует испытывать особой радости по поводу событий в арабском мире, так как все может кончиться тем, что мы будем сожалеть об уходе таких «дальновидных руководителей», как король Иордании Абдалла и «стабильных» лидеров, как президент Мубарак. Как все прекрасно помнят, ХАМАС пришла к власти в Газе именно после демократических выборов.

Однако народы арабского мира не читали статью Роберта Каплана, и на его выводы им глубоко наплевать. Они решили разрушить берлинскую стену в своих головах, которая до настоящего момента мешала им выступать против авторитарных и коррумпированных режимов, получивших поддержку Запада во имя борьбы с религиозным фундаментализмом.

Так, что же мы получаем? Как и в 1989 году, история получила мощный толчок вперед, и те, кто сожалеет о падении «надежных» диктаторов, должны в первую очередь спросить себя, не способствовали ли они сами развитию этих революционных процессов своей поддержкой длившего целую вечность статус-кво. Теперь им придется примириться с последствиями. Какими бы они ни были.

Категория: Аналитика | Просмотров: 517 | Добавил: serj | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://newsland.ru

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Форма входа
Логин:
Пароль:
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана