Газета "Наш Мир" br> Сохраняющаяся политическая 
турбулентность в арабском мире не мешает делать первые выводы из 
происшедших событий. Начнем с того, что президенты Египта и Туниса 
пришли к власти разными путями – Мубарак стал преемником убитого 
радикальными исламистами Садата, бен Али сменил в результате бескровного
 переворота старого «отца нации» Бургибу. Но и тот, и другой смогли 
вывести свои страны из тупика. При Мубараке Египет не только вышел из 
изоляции в арабском мире (сохранив при этом нормальные отношения с 
Израилем), но и вновь занял в нем ведущие позиции. Бен Али активно 
способствовал преодолению отсталости Туниса, в том числе с помощью 
активной компьютеризации (что парадоксальным образом обернулось против 
него). 
Но динамичные «силовики» (Мубарак – летчик, бен Али – спецслужбист) 
за десятилетия своего правления исчерпали свой потенциал, их репутация 
претерпела моральный износ. Борцы с коррупцией в начале правления, они, в
 конечном счете, создали режимы, не менее (а то и более) 
коррумпированные, чем существовавшие при их предшественниках. Начав с 
концентрации вокруг себя наиболее дееспособных элитных групп, к концу 
своего пребывания и бен Али, и Мубарак оказались лидерами семейных 
кланов, вызывавших сильное раздражение как большинства элит, так и 
населения. Каждый из них пытался следовать по пути сирийца Асада, 
которому удалось создать квазидинастию, когда власть унаследовал его 
сын. Разница в том, что если Мубарак с преемником почти определился 
(хотя его сын Гамаль был непопулярен в армии, основной опоре режима), то
 бен Али, хотя и не успел этого сделать, но направление поисков также 
носило «семейный» характер. 
В обоих случаях коррумпированная полиция находилась в конкурентных 
отношениях с армией, сохранившей авторитет у населения; разница состояла
 в том, что если в Тунисе армия участвовала в изгнании с позором бен 
Али, то в Египте она, по старой памяти (все же речь идет об одном из 
героев войны 73-го года), ориентирована на то, чтобы Мубарак покинул 
свой пост с максимально возможным почетом. От бен Али отреклись высшие 
должностные лица страны – премьер-министр и спикер парламента. В 
оппозиции к Мубараку оказались эль-Барадеи и Амр Муса, соответственно, 
экс-президент МАГАТЭ и генсек Лиги арабских государств, занявшие свои 
посты в значительной степени из-за роста международного авторитета 
Египта при нынешнем президенте. 
Как бен Али, так и Мубарак допускали в своих странах оппозицию – в 
отличие от их ливийского соседа Каддафи, чей режим отличается куда 
большей жесткостью. Это способствовало тому, что революции в этих 
странах не приняли характера кровавой вакханалии – насилие носило 
сравнительно ограниченный характер. У народных выступлений оказались 
публичные лидеры (хотя бы формальные, с относительно ограниченным 
влиянием на массы), не заинтересованные в том, чтобы крушить все вокруг.
 Однако оппозиция в период «стабильности» была лишена каких-либо 
возможностей прихода к власти – в ситуации роста недовольства населения 
(в том числе ростом цен на продовольствие) невозможно было обеспечить 
переход власти от одной политической силы к другой, который в 
демократическом обществе позволяет смягчить напряжение. 
В Тунисе в парламент последние два десятилетия допускалась в основном
 «карманная» оппозиция, участники которой в обмен на гарантированные 
мандаты имитировали конкуренцию с правящей партией. На последних при бен
 Али парламентских выборах в 2009 году настоящая оппозиция получила 2 
(два!) депутатских мандата (для сравнения – правящая партия – 161 
мандат, а «лояльные оппоненты» - 51). Одна из крупнейших оппозиционных 
партий – прогрессивные демократы – вообще мест не получила. Исламисты 
(будь то радикальные или умеренные) к выборам допущены не были. 
У Мубарака ситуация была несколько иной. Под влиянием Запада он 
решился на «полусвободные» выборы, в том числе разрешив участие в них 
умеренных исламистов, которые в результате получили 20% мандатов. Это 
вызвало серьезнейшее беспокойство у президента и его «ближнего круга» – 
на последних выборах, в ноябре-декабре 2010 года, фальсификации достигли
 такого масштаба, что в первом туре в парламент не прошел ни один 
исламист (зато 209 депутатов от правящей партии). Либералы получили 
«подачку» в виде шести мест. Второй тур вся оппозиция бойкотировала, что
 привело к формированию практически однопартийного парламента. 
И бен Али, и Мубарак были сильными политическими лидерами общества ХХ
 века – с развивающейся промышленностью, модернизацией «сверху» при ярко
 выраженной этатистской модели, преуспеванием приближенного к власти 
бизнеса, с «управляемой демократией» и цензурой той или иной степени 
жесткости. Они не смогли противостоять новым вызовам. Таким как 
безработица образованной городской молодежи, гуманитариев, которые 
вынуждены работать торговцами, чтобы не идти в разнорабочие – появилась 
масса «лишних людей». Возник драматический разрыв между желаемым и 
реальным статусом интеллигентов, которых продолжали регулярно выпускать 
национальные университеты. При этом интеллигент – это не только человек с
 высокой самооценкой и часто склонный к рефлексии, но и имеющий доступ к
 современным технологиям – Интернету, мобильной связи – которые способны
 пробивать «железные занавесы», характерные для ХХ столетия. Хорошо 
известно, что Интернет выступает в качестве как коллективного 
пропагандиста (сообщая о фактах коррупции президентского окружения), так
 и коллективного организатора, мобилизующего людей на протестные акции. 
Сейчас наиболее активные и честолюбивые «лишние люди» получают 
возможность самореализоваться в политике, но большинству из них, скорее 
всего, придется довольно скоро (когда закончится «карнавал») испытать 
новые разочарования. 
Недовольство элит плюс протест образованной молодежи привели к 
кумулятивному эффекту. К этому добавляется мощный и долгое время 
загоняемый внутрь исламский фактор, значение которого сейчас просчитать 
непросто. Можно только сказать, что «исламизм» нуждается в 
дифференцированном анализе, понимании того, что взгляды части из них 
мало отличаются от приоритетов турецкого премьера Эрдогана. В Турции 
такая дифференциация произошла еще в 90-е годы – на «интегристов» и 
«умеренных»; последние пытаются найти синтез между исламскими ценностями
 и традицией Ататюрка, несмотря на их внешнюю несовместимость. По 
крайней мере, ни в Египте, ни в Тунисе пока не видно нового аятоллы 
Хомейни – он, впрочем, может появиться, если хаотизация в этих странах 
не прекратится. 
Наконец, последний фактор – изменение позиции Запада. Холодная война 
(делившая мир на «своих» и «чужих») давно закончилась, общественное 
мнение стало значительно более негативно относиться к нарушениям прав 
человека и коррупции. Так что бывшим «стратегическим партнерам» может не
 найтись места в западных странах, даже если они успевают вовремя 
покинуть страну. В 86-м году Франция приняла одиозного Дювалье-младшего,
 сейчас она не пустила к себе куда менее отталкивающего бен Али (а 
родственников бывшего тунисского президента гонят из Канады). Ряд 
западных стран отказали в поддержке и Мубараку, в частности, после 
некоторых раздумий, от него отвернулись и США, которые сейчас, похоже, 
пытаются понять, у кого больше шансов получить власть – у генерала 
Сулеймана или эль-Барадеи. Быть может, история вынесет более 
сбалансированный вердикт в отношении многолетних лидеров Туниса и Египта
 – по крайней мере, Мубарак, безусловно, является выдающимся 
государственным деятелем. Но у современного глобального мира свои законы
 – и иногда более жестокие для правителей традиционного типа, чем 
«правила игры» ХХ века, предусматривавшие на худой конец возможность 
спокойной жизни в эмиграции где-нибудь на Лазурном берегу для обладателя
 счета в «непрозрачном» швейцарском банке. 
		
	  |