Газета "Наш Мир" br>Возобновление африканского экспорта может расшатать неустойчивый алмазный рынок
В понедельник, 19 июля участники Кимберлийского процесса, который следит за исключением из легального оборота «кровавых» алмазов, разрешили Зимбабве поставлять алмазы на мировой рынок. Такое решение было принято на собрании Всемирного алмазного совета в Санкт-Петербурге. Поставки алмазов из Зимбабве на мировой рынок возобновятся уже до сентября.
Кимберлийский процесс, в котором участвуют все основные страны-производители и потребители алмазов, выдает каждому драгоценному камню сертификат, подтверждающий его происхождение, без которого алмаз нелегален. Его предназначение в том, чтобы запретить продажу алмазов, деньги от которой идут на финансирование терроризма и антиправительственных движений. Десять лет назад участники Кимберлийского процесса запретили Зимбабве поставлять на рынок алмазы с месторождения Marange, подозревая, что именно там добываются так называемые «кровавые» или «конфликтные» алмазы, которые финансируют террористов.
Баррель нефти весит больше двух центнеров и стоит 75 долларов, а 1 карат алмаза – 0,2 грамма, может оцениваться в несколько тысяч долларов в зависимости от качества камня. Сравнимы с алмазами по соотношению «цена – размер» только некоторые редкие металлы и радиоактивные изотопы, но они неликвидны – мирового рынка не существует. А рынок алмазов достигает миллиардов долларов в год. Причем, их цена год от года только растет и не зависит от финансовых кризисов.
Стоимость огромного танкера с нефтью может составлять всего лишь три-четыре камушка в портмоне, и цена их транспортировки в любую точку мира – это всего лишь цена билета на самолет. Они не обнаруживаются никакими детекторами, и взять курьера с алмазами можно только по наводке или случайно. Более идеального средства для финансирования терроризма не придумаешь.
Алмазы для воинов Аллаха Прибыль от алмаза, купленного в Анголе, Конго или Зимбабве, и проданного в голландском Антверпене, может составить тысячи процентов. Поэтому после запрета на их продажу на рынке поставщики оружия для террористов стали брать оплату «натурой». Африканскими «кровавыми» алмазами расплачивались полевые командиры повстанцев за оружие, которое поставляли в Либерию и Анголу подконтрольные российскому «оружейному барону» Виктору Буту авиакомпании Air Chess и TAN Group. Оружие Бут получал в странах разваливающегося Варшавского договора и на Украине, а алмазы транспортировал старенькими российскими «анами» и «илами» в основном в Антверпен. По оценкам экспертов, Бут «добывал» алмазов на 250-300 млн. долларов в год.
А помогал «оружейному барону» другой наш известный соотечественник – Леви Леваев. Леваев начал напрямую работать с правительствами африканских алмазодобывающих стран, и это дало ему возможность создать первый в отрасли вертикально интегрированный холдинг. Получая прибыль на каждом этапе производственно-сбытовой цепочки, Леваев стал очень богатым человеком. Ему принадлежат 100% компании Lev Leviev Group и контрольный пакет конгломерата Africa Israel Investments, y которого есть недвижимость в Праге, Лондоне и Москве, компания Gottex по производству купальных костюмов, 1700 автозаправочных станций на юго-западе США, 173 мини-маркета «7-11» в штатах Нью-Мексико и Техас, 33% фирмы Cross Israel Highway, контролирующей первое в Израиле платное шоссе, а также 85% компании «Ваш телеканал», организовавшей в Израиле русскоязычное телевещание. Есть у Леваева и золотой рудник в Казахстане, и доли в алмазных копях Анголы, и лицензии на добычу алмазов в Намибии. Его личное состояние оценивается в сумму более 2 млрд. долларов.
Как утверждают эксперты, миллиарды Леваева сколочены, в основном, за счет политических связей, поэтому многие финансисты относятся к Леваеву с недоверием и даже враждебно. Например, когда бизнесмен готовился приобрести 40-процентную долю в австралийских алмазных рудниках, банки, на которые он рассчитывал, в последний момент отказались от участия в проекте. Источники Forbes утверждают, что дело в непрозрачности леваевского бизнеса: он часто имеет дело с людьми, у которых руки в грязи. К примеру, Forbes утверждает, что в 1996 году он заплатил 60 млн долларов за покупку алмазного рудника в Анголе, который контролировал «оружейный барон» Виктор Бут. Приобретать алмазные копи в Африке Леваеву помогал и другой известный предприниматель, выходец из СССР Аркадий Гайдамак. Он тесно сотрудничал с Борисом Березовским, который, будучи секретарем Совбеза России, продавил решение о продаже Леваеву 18-процентного пакета рудника «Катока» в Анголе. Напомним, что в 1996 году алмазный поток от «ангольских повстанцев» шел именно через Виктора Бута.
Теми же «кровавыми» камнями не гнушался и другой российский «оружейный барон» - Леонид Минин (Блувштейн). Когда миланская полиция задержала Минина в номере респектабельного отеля «Европа», в ходе обыска у него обнаружили необработанные африканские алмазы на полмиллиона долларов - те самые знаменитые «кровавые» алмазы. Интерпол давно держал этого человека на крючке. По его данным, Минин наладил масштабные поставки вооружений в Западную Африку, его клиентами были руководители «Объединенного революционного фронта» Сьерра-Леоне. Этот «фронт» известен такими зверствами, которых не позволяли себе даже нацисты. Например, в ходе операции под кодовым названием «Ничего живого», ворвавшись в столицу Сьерра-Леоне – Фритаун, повстанцы убили 6 тысяч человек, большей частью – женщин и детей. А в ответ на призыв президента страны «взяться за руки» и установить мир, повстанцы… отрубили кисти рук 20 тысячам человек.
Зимбабвийские алмазы стали белыми и пушистыми
Глава Всемирного алмазного совета Эли Айзеков в интервью Reuters сообщил, что сейчас доля «кровавых» алмазов на мировом рынке снизилась до уровня менее 1%. «Все алмазы, которые попадают в производство, тщательно проверены и чисты, и поэтому могут быть преподнесены как знак любви и привязанности, и беспокоиться о том, что они могут оказаться «конфликтными», не стоит», - заявил Айзеков.
По его словам, Всемирный совет уверен в том, что «кровавые» алмазы, которые в прошлые годы занимали до 15% мирового рынка, сейчас добываются только в Кот-д'Ивуаре на западе Африки, а в Зимбабве с этим покончено. Кстати, там же находится месторождение алмазов Murowa, добычу на котором ведет горнодобывающий гигант Rio Tinto, и поставки с этого месторождения запреты Кимберлийского процесса не затронули. Между тем, за время действия этого запрета Зимбабве складировала более 4 млн каратов алмазов на сумму 1,7 млрд долларов, что эквивалентно бюджету страны на этот год. Конечно, для экономики страны, которая сейчас переживает острейший кризис, это весьма значительные деньги. Но некоторые участники алмазного рынка опасаются, что выход этих камней окажет серьезное давление на едва восстанавливающийся после кризиса мировой рынок.
Производители алмазов терпят большие убытки, в том числе и российская госкомпания «Алроса». На прошедшей неделе российское правительство даже выкупило у «Алроса» алмазов на 1 млрд долларов, чтобы поддержать национальную алмазодобывающую компанию и алмазный рынок в условиях мирового экономического кризиса.
Однако, есть и другое мнение - что алмазные запасы Зимбабве слишком малы, чтобы расшатать рынок. Для сравнения, только компания «Алроса» в 2009 году добыла 34,8 млн каратов алмазов, а в первом полугодии 2010 года - 16,6 млн каратов. А объем добычи другого лидера алмазного рынка - корпорации De Beers в прошлом кризисном году составил 24,6 млн каратов, в этом году ее производство восстановится и превысит 30 млн каратов.
20 июля 2010 года 11:15 | Олег Гладунов
Источник http://svpressa.ru/economy/article/27952/ Дополнительно: http://ruleaks.net/1445 Алмазная война в Зимбабве
http://ruleaks.net/1378 «Кровавые» алмазы Зимбабве
|