Газета "Наш Мир" br>
Постепенно вырисовываются контуры новой Европы – и одно становится
понятным: мечта о действительно едином континенте осталась
неосуществленной. Европа все еще продолжает оставаться разделенной. В
соответствии с политической концепцией, являющейся в настоящее время
очень популярной, существуют две части: Европа Запада и на востоке -
«остальная» Европа.
Если внимательно посмотреть, то именно
расширение Евросоюза отбросило Европу к первоначальному статус-кво. С
одной стороны континента находится – увеличившееся на девять членов –
западное сообщество, а на другой стороне – постсоветские государства.
Некоторые считают, что это результат различных экономических достижений и
политической культуры в обеих частях Европы. Другие полагают, что это
деление на две части представляет собой, скорее, симптом существования
определенных настроений среди тех, кто в Европе принимает решения, и они
– сознательно или бессознательно – с каждым шагом на пути к объединению
в действительности только укрепляют существующий раскол.
На
самом деле в прошедшие годы силы исторической памяти и политической
привычки осложняли стремление к действительно единой Европе. Поэтому
Восток и Запад сегодня продолжают поиск нового модуса вивенди, который
сделал бы наконец возможным преодоление старых разделительных линий.
В
последнее время такого рода разделительная линия проходила через нашу
страну, через Украину. Усилия предыдущего правительства, направленные на
то, чтобы втянуть страну в НАТО, не были поддержаны большинством
народа. К тому же эта политика вызывала напряженность в отношениях между
Западом и Россией. Поскольку мы больше не повторяем старую мантру
(«Либо мы становимся членами НАТО, либо нас поглотит Россия»), то мы
освободили тем самым Европу от политического груза, который в худшем
случае мог бы привести к новой холодной войне.
Наши побудительные
мотивы просты. Новая внешняя политика Украины разрабатывается
политическими менеджерами и прагматиками, которые не испытывают страха
перед реальностью и способны мыслить позитивно. Страх не может и не
должен быть лейтмотивом украинской внешней политики. Будем надеяться на
то, что он не будет больше отягощать общеевропейское мышление.
С
одной стороны, Украина поддерживает российскую идею единого
пространства безопасности для всей зоны ОБСЕ (созданная в 1975 году
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе объединяет сегодня
56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки). Но если
принять во внимание уникальное геополитическое положение Украины и ее
призвание, то для нас единственный реалистический выбор в области
безопасности состоит в том, чтобы жить в мире со всеми соседями.
К
тому же мы полагаемся на те гарантии, которые мы получили от ядерных
держав, когда мы в 1994 году отказались от собственного ядерного оружия.
В некотором отношении именно это делает Украину самым активным
сторонником европейского объединения.
Новая украинская внешняя
политика основывается на простом выводе: мы рассматриваем себя как
пилотный проект будущей, по-настоящему единой Европы. Как Восток и
Запад со своими различными историческими традициями должны приблизиться к
Украине, так Запад и Восток континента могут и должны стать двумя
частями единого целого. Возможно, Восток и Запад отличаются друг от
друга с точки зрения политического стиля, однако они едины в своем
стремлении объединить ресурсы Европы для того, чтобы выжить в условиях
международной конкуренции.
Друзья Украины на Западе не устают
предупреждать нас: речь идет не о том, к какой группе государств
принадлежать, а о том, каким государством стать. Мы это осознаем. На
самом деле потребность стать частью Европейского Союза сегодня на
Украине сильнее, чем раньше, и мы изо всех сил стараемся выполнить
оставшиеся еще у нас домашние задания.
Современная Украина – это,
действительно, страна вступившая на путь перемен. Мы, наконец,
приступили к реализации административных, финансово-политических,
юридических, территориальных, фискальных и бюджетных реформ, и делаем
это шаг за шагом. Мы приняли давно ожидавшийся закон о доступе к
правительственной информации. Мы работаем над тем, чтобы сократить
бюрократию в центральном и местном управлении на 30-50%, а количество
выдаваемых государством предприятиям лицензий снизить на 90%. При этом
целью правительства Украины является сокращение государственного
аппарата, транспарентность и эффективность. Не удивительно, что наш
внутренний валовой продукт в 2010 году вырос больше чем на 4%, и прогноз
на 2011 год также представляется позитивным.
Но ни одна из этих
амбициозных реформ не будет иметь смысла, если Украина не будет
заниматься своей самой большой и ставшей уже хронической проблемой –
коррупцией. Слишком долго мы не уделяли борьбе против коррупции должного
внимания. Как злокачественная опухоль она захватывала части украинской
политики и общества, подрывала престиж государства и сводила на нет
любые попытки проведения реформ.
Этому должен быть положен конец.
Правительство взяло под особый контроль коррупцию без учета партийной
принадлежности тех, кто нарушает закон. Эти шаги уже давно нужно было
сделать. В настоящее время ведется расследование действий представителей
бывшего и нынешнего кабинета. Это делается для торжества
справедливости, и одновременно мы посылаем внятный сигнал всем тем, кто
может не устоять перед соблазнами коррупции.
Другими словами:
Украина находится на пути к тому, чтобы стать таким государством, каким
она никогда не была – транспарентным в социальной сфере, экономически
успешным, выполняющим функцию стабильного моста между Востоком и Западом
континента. Кроме того, нашей долгосрочной целью должно стать полное
преодоление разрыва между Востоком и Западом. Речь идет о вопросах
безопасности и экономики в конкурентном мире. Если мы завязнем в старых
противоречиях, то это будет в течение долгого времени ослаблять Европу в
сравнении с другими регионами мира.
|