Журналист телеканала "Russia Today" Хуссейн абу Бакр Юсеф уверен, что "беспрецедентное, неожиданно возникшее восстание было организовано изнутри, но не оппозиционными партиями, а именно молодежью - на примере Туниса". Он призвал не искать руку, подготовившую это восстание извне, хотя признал, что "есть великие державы, имеющие интересы в Египте, и они хотят воспользоваться этой ситуацией". По мнению журналиста, революцию в Египте не стоит считать "цветной", так как у нее "нет лидеров". Что же касается Мохаммеда эль-Барадеи, то, как заметил Хуссейн абу Бакр Юсеф, он "был послан в Египет после того, как начались события". "Это - второй Карзай США, но это не значит, что он организовал и возглавил восстание, - подчеркнул журналист. - Более того. многие руководители протестного движение отказываются от того, чтобы Барадеи имел диалог с властью от их имени".
По словам главного редактора телеканала "Дождь" Михаила Зыгаря, "говорить о какой-то поддержке со стороны Запада людям, вышедшим на улицы, просто смешно". Журналист также не согласился с мнениями, что восстание было "неожиданным и стихийным". "Это зрело очень давно, - сказал он. - И не в первый раз Каир потрясают такие мощные демонстрации". Михаил добавил, что происходящее в Египте "не выгодно ни США, ни России". "Есть силы, которым мировой пожар мили близок, но ни Россия ни США к ним не относятся", - заключил журналист.
Между тем, президент международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр" Сергей Кургинян считает "странным" считать, что президент США Барак Обама "не участвует в процессе". " Он выступил с заявлением, обратился к армии, и мы все читаем "Викиликс", - заметил политолог. - Поэтому нельзя сказать, что события в Египте - только выражение недовольства, хотя недовольство, конечно, есть". Он пояснил, что не сомневается в том, что событиями в Египте манипулируют из США, хотя "никто не действует, когда не накопились противоречия в обществе". По мнению политолога, в данной ситуации проявляется "новый формат американской политики: остановка развития в огромном южном регионе и использование его для дестабилизации Востока".
По мнению председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, американцы не инициировали события в Египте, они "пытаются оседлать то, что идет без них, разбавить радикальные элементы широкими коалициями". "Сейчас идет сложная игра, неизвестно, кто придет к власти, - заметил эксперт. - Но ясно, что мощное движение снизу не даст успокоиться ситуации".
"Восстание в Египте можно назвать "революцией два в одном", - считает президент Института религии и политики Александр Игнатенко. Первая, по его мнению, это - "революция людей, у которых нет денег на хлеб, ведь социально-экономические проблемы копились в стране на протяжении 30-40-50 лет. "А вторая - цветная революция, то есть передел власти и собственности между элитными группами, - добавил эксперт. - А лидером и выразителем идей этой революции является эль-Барадеи".
Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов уверен, что происходящее в Египте стало, прежде всего, следствием социальных причин, и эти события "неизбежны". "Арабский мир превратился в мировую деревню для обслуживания, - пояснил политолог. - Он неконкурентоспособен: ВВП всех 21 арабских стран равен пример ВВП Испании".
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПЕРЕДАЧИ
М.ШЕВЧЕНКО: Здравствуйте. На Первом - "Судите сами". Это программа для тех, кто не хочет проспать свое будущее. Ближний Восток полыхает: Тунис, Египет, волнения в Иордании, день гнева в Йемене. Что это? Случайная цепь событий? Или авторитарные режимы уступают место на арене истории новым политическим силам? Или опытные и циничные политтехнологи по-своему пытаются сдать политический покер? Конечно, самое главное в этой цепи - Египет, это сердце арабского мира. Египет - это Суэцкий канал, важнейшая мировая транспортная артерия, соединяющая Европу с Индией и с Юго-Восточной Азией. И сегодня Египет находится почти в хаосе. Миллионная демонстрация требует отставки Хосни Мубарака, который уже 30 лет находится у власти. Не меньшие толпы требуют, чтобы президент Мубарак остался во главе Египта. На улицах льется кровь, страна находится на грани гражданской войны. Что происходит? Кто за всем этим стоит, и какие силы могут прийти к власти в Египте и в арабском мире? Сегодня в студии Первого канала те люди, которые имеют свою версию событий и готовы эту версию отстаивать. И мой первый вопрос к господину Абу Бакру Юсефу, журналисту телеканала "Rusiya Al-Yaum". Пожалуйста, прошу вас. Rusiya Al-Yaum - это "Russia Today", российский телеканал на арабском языке. Вы - египтянин, и ваша версия того, что происходит в Египте. Вы, наверное, следите за тем, что происходит на вашей Родине.
ХУССЕЙН АБУ БАКР ЮСЕФ, журналист телеканала "Russia Today": Естественно. Правда, связь была прервана на несколько дней, интернет и все сетевые СМИ были отключены. И это было сделано специально, чтобы лишить молодежь и руководителей молодежного движения связи между собой. Я вкратце хочу сказать, что это - беспрецедентное восстание, не волнение, как вначале было, а сформировавшееся движение, которое поднимает определенные лозунги. Первое: отставка президента. Второе: изменение Конституции. Третье: выборы нового президента. Четвертое: социальная справедливость. Не о деталях сейчас буду говорить...
М.ШЕВЧЕНКО: Нет, детали важны, господин Юсеф. Поэтому хотелось бы уточнить. Главный вопрос, который беспокоит всех: что это, все-таки: спланированная революция и результат длительной подготовки, деятельности каких-то политических сил? Или, на самом деле, стихийное выступление народа? Вы как видите эту ситуацию?
Х.ЮСЕФ: Я вижу, что это движение, неожиданно возникшее, было все-таки организовано, но не определенными партиями оппозиции в Египте, не имеющими влияния, на самом деле, а именно молодежью на примере Туниса. Они, видимо, этот опыт, который приобрела тунисская молодежь, использовали. Но говорить, что это какая-то рука из-за рубежа подготовила, это все... Естественно, есть великие державы, которые имеют интересы в Египте и хотят воспользоваться этим.
М.ШЕВЧЕНКО: Смотрите, но Мохаммед аль-Барадеи - это же не случайный человек, человек не египетского формата. Все-таки, это лауреат Нобелевской премии, бывший председатель МАГАТЭ и человек международного уровня. Он внезапно оказывается в центре этой египетской ситуации. Омар Шариф - великий египетский актер, звезда Голливуда, образ Голливуда неожиданно поддерживает восстание. Президент Обама оказывает недвусмысленную поддержку тем, кто пытается свергнуть Мубарака. И вы считаете, что это стихийно?
Х.ЮСЕФ: Да.
МИХАИЛ ЗЫГАРЬ, главный редактор телеканала "Дождь": Обама медлит, ничего не говорит. Тони Блэр говорит, что Хосни Мубарак - это сила добра. То есть говорить о какой-то поддержке со стороны Запада тем людям, которые сейчас вышли на улицы Каира, это смешно. Но плюс к этому, мне кажется, неправильно говорить о том, что это стихийно, вдруг, внезапно и никто этого не ожидал. Я лично больше 10 лет назад был студентом каирского университета, и я согласен с нашим экспертом, что это давно очень зрело. Уже не в первый раз такие мощные демонстрации сотрясают Каир. Существовало движение "Кифая" ("Хватит"), которое несколько лет назад перед президентскими выборами собирало огромные демонстрации в Каире. Это не то, что впервые, вдруг на улицы Каира вышли люди.
М.ШЕВЧЕНКО: То есть, условно говоря, пар больше не мог удерживаться.
М.ЗЫГАРЬ: Конечно. Он теснил крышку и, вот, наконец-таки, взорвалось.
СЕРГЕЙ КУРГИНЯН, президент международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр": Я только о фактах. То, что президент Обама не участвует в процессе, это как-то странно. Он выступил с прямым заявлением, обратился к армии, сказал: "Мы слышим ваши голоса". Перед этим Хиллари Клинтон сказала то же самое. Мы все грамотные люди и читаем Викиликс. То есть сказать так, что вообще этого процесса не существует и что этот процесс является только выражением недовольства масс... Конечно, это недовольство есть, это недовольство, безусловно, лежит в основе.
М.ЗЫГАРЬ: Но поскольку интернета в Египте нет, восставшие египтяне не в курсе о том, что там про них сказал президент Обама.
С.КУРГИНЯН: Вы считаете, что президент Обама общается только по интернету?
ГЕЙДАР ДЖЕМАЛЬ, председатель Исламского комитета России: Да, восставшие не в курсе. Но руководство армии прекрасно в курсе и контакт между Генштабом египетской армии и Белым домом прекрасно существует. И именно поэтому заявления о том, что не будет насилия и так далее, были сделаны сразу же после контакта с Обамой. Но я хочу сказать, что есть два Запада. Запад, который стоит на позиции жесткого подавления любого восстания, любой оппозиции, и Запад, который хочет оседлать демократическую волну, придать всему этому коалиционный разбавленный характер и удержать народы в системе мировой иерархии через демократию. Это два Запада.
АЛЕКСАНДР ИГНАТЕНКО, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ: Моя версия заключается в том, что в настоящее время в Египте происходит революция, которую можно и нужно назвать "Революция два-в-одном". Первое - это народное восстание, которое стало срыванием крышки с котла, который давно уже разогревался - это достаточно очевидно. Он разогревался в том смысле, что в Египте в течение последних 30, 40, 50 лет накапливались очень многие социально-экономические проблемы, среди которых рост бедности населения, рост безработицы, особенно среди молодежи, чудовищный разрыв между богатыми и бедными, и так далее. И первая революция - это революция тех людей, у которых элементарно нет денег на хлеб. Но сказать это, это недостаточно.
М.ШЕВЧЕНКО: Александр Александрович, но здесь есть одно "но". Дело в том, что те журналисты, которые находятся в Каире, в Александрии, говорят о том, что как раз основой вот этого движения против Мубарака являются не беднейшие слои, а так называемый средний класс Египта. А как раз беднейшие сейчас встали за Мубарака.
А.ИГНАТЕНКО: Я как раз хотел перейти к этому второму пункту. Есть и вторая революция - это цветная революция. А цветные революции - это передел власти и собственности между элитными группами. И лидером этой революции является аль-Барадеи, лидером или выразителем этих идей.
М.ШЕВЧЕНКО: Который является, все-таки, частью политической системы Запада длительное время.
А.ИГНАТЕНКО: Который является частью политической системы Египта, но каким-то своим концом находится на Западе.
Х.ЮСЕФ: Максим, я категорически против того, чтобы считать революцию молодежи в Египте цветной революцией. Во-первых, это никто не организовал, и нет лидеров как, например, на Украине или в Грузии, или в других странах, где произошли эти революции. Во-вторых, первые три-четыре дня даже никто не мог сказать, что это такое и куда это двигается. И то, что Барадеи был поставлен после того как начались события и послан в Египет, и до этого он подготавливался - это, я считаю, что это второй Карзай США. Но это не значит, что он имеет цвет и он организовал эти события, и он возглавляет это. Наоборот, я знаю хорошо, что многие руководители этого движения отказываются от того, чтобы Барадеи имел диалог с властью от их имени.
М.ЗЫГАРЬ: Я бы даже сравнил Барадеи не с Карзаем, а, может быть, с Розой Отунбаевой, потому что вряд ли он поставлен из Запада. Он - человек, которого знают на Западе, который, скорее...
М.ШЕВЧЕНКО: Ну, все-таки, не будем сравнивать с Розой Отунбаевой, маргинальным диссидентом, человека, который возглавлял МАГАТЭ.
М.ЗЫГАРЬ: Она узнаваемая.
Г.ДЖЕМАЛЬ: Там есть другая кандидатура - Айман Нур, который гораздо более является западной фигурой.
АЛЕКСАНДР ТКАЧЕНКО, заведующий Центром изучения стран Северной Африки и африканского рога РАН: Я хотел бы согласиться полностью с египетским коллегой. Мне кажется, что это очень точная и верная оценка. Она, конечно, не исчерпывает общей картины причин и факторов, которые привели, и механизма, который привел к этим массовым протестным беспрецедентным в истории Египта выступлениям. Хотя, вспомним 1977 год, хлебный бунт еще при президенте Садате - там тоже были события, которые могли смести политическую власть с политического ландшафта Египта.
М.ШЕВЧЕНКО: Но все еще были молодые: Садат был молод, Мубарак был молод. Еще тень Насера витала над Египтом.
А.ТКАЧЕНКО: Понятное дело, что представить себе такую картину развития событий: вышли 1-2 египтянина, к ним присоединились 5-10 и пошло по нарастающей - это, конечно, нереально. Интернет, вне всякого сомнения, электронные средства связи, вне всякого сомнения, сыграли ту организующую роль, которую играют, как правило, или играли до этого политические партии.
А.ИГНАТЕНКО: Прошу прощения, кто запускал директивы в интернет? Наш египетский друг говорит, что, во-первых, не было цветной революции, а, во-вторых, не было руководителя у этой цветной революции. Но позвольте: существовал план, который реализовался с использованием Твиттера, FaceBook и других сетевых средств. Более того, в бумажном виде, по электронной почте распространялся проект передвижения с площади Тахрир к президентскому дворцу и к другим местам.
М.ЗЫГАРЬ: Твиттер и FaceBook - это не тайные подпольные организации.
С.КУРГИНЯН: Все эти средства находились в руках беднейшего населения Египта?
М.ЗЫГАРЬ: Нет, не беднейшего. В руках студентов, в руках каирской молодежи. Каирские студенты - это те самые люди, которые первыми выходят на демонстрации.
ЛЕОНИД ИВАШОВ, президент Академии геополитических проблем, профессор Московского государственного лингвистического университета: Уважаемые коллеги, да, все говорят о деталях, и они имеют место быть. Но как бы мы ни называли, революция это, переворот и так далее, то, что сегодня происходит во всем арабском мире для специалистов от геополитики не является неожиданным. То, что происходит - неизбежно. Арабский мир сегодня попал в такую ситуацию, когда все больше и больше превращается в мировую деревню для обслуживания. Раньше обслуживал Запад, сегодня и Восток, он не конкурентоспособен.
М.ШЕВЧЕНКО: Леонид Григорьевич, все это не объясняет то, что началось в Египте. Что мне непонятно, например? Страна, которая с богатейшим Суэцким каналом. Ведь, Египет получает доход от Суэцкого канала, и это сравнимо с доходами от добычи нефти, правда ведь?
М.ЗЫГАРЬ: В этой стране живет 80 миллионов человек - это больше, чем пол-России.
Л.ИВАШОВ: Уникальные богатства. Приведу две цифры. Значит, ВВП 21 арабской страны равен примерно ВВП Испании. Пять лет назад в экономику арабского региона внутренние инвестиции составили 8 миллиардов долларов. Вовне арабы отдали 1,5 триллиона. И вот это все отставание в развитии, и молодежь...
М.ШЕВЧЕНКО: То есть, все-таки, социальные причины, социально-экономические?
Л.ИВАШОВ: Социальные.