Газета "Наш Мир" br>Президент страны Абдельазиз Бутефлика, обеспокоенный ростом антиправительственных выступлений, пообещал в самое ближайшее время отменить режим чрезвычайного положения, введенный в 1992 году.
Светский режим в Алжире дрогнул перед исламистами. Президент страны Абдельазиз Бутефлика, обеспокоенный ростом антиправительственных выступлений, пообещал в самое ближайшее время отменить режим чрезвычайного положения, введенный в 1992 году, и разрешить проведение прежде запрещенных демонстраций и митингов протеста по всей стране. Правда, за исключением столицы.
По его словам, введение ЧП было вынужденной мерой, направленной на обуздание террористов. Напомним, что гражданская война в стране, которая не закончилась до сих пор, унесла жизни свыше 200 тысяч алжирцев. Большинство из них — мирные жители, погибшие в результате терактов исламистов и карательных операций правительственных сил.
Правда, Бутефлика при этом обещал, что отныне проведение антитеррористических операций будет поставлено под строгий контроль закона. Замечание это не случайное. Многие алжирские блоггеры уверены в том, что странные массовые убийства сельских жителей вовсе не являются делом рук исламистов. Они обвиняют в этом мухабхарат, алжирскую службу госбезопасности, поскольку тому же ФИС, ВИГ, салафистам и прочим радикалам незачем было уничтожать селян, являвшихся их оплотом.
«Ограниченная демократизация», предлагаемая Бутефликой, подразумевает также допуск оппозиции к СМИ. Правда, у исламистов это вызывает гомерический хохот, поскольку такие привилегии дарованы исключительно разрешенным партиям. Их представителей те же салафисты называли «лакеями» и «лизоблюдами» Бутефлики, назначением которых является изображать демократическую оппозицию своему хозяину.
Но Бутефлика не был бы Бутефликой, если бы не напомнил даже этим «оппозиционерам», что «свобода не должна приводить ни при каких обстоятельствах к сползанию в анархию, за которую Алжир уже заплатил высокую цену».
Напомним, что в январе, вслед за событиями в соседнем Тунисе, в столице Алжира произошли серьезные столкновения демонстрантов с полицией, в результате которых двое человек погибли, десятки демонстрантов получили серьезные ранения. По сути, тогда оппозиция выдвинула Бутефлике ультиматум: проведение демократических реформ, отмена чрезвычайного положения, освобождение участников протестов против высоких цен и безработицы, либерализация СМИ, включая разрешение на работу частным телеканалам.
Ранее на заметные уступки оппозиции пошли йеменские и иорданские власти. Что касается Алжира, то 20 процентов 35-миллионного населения страны живут за чертой бедности. Причем безработица превышает 13 процентов. В стране также катастрофически не хватает жилья. Представители власти сетуют на то, что одна из причин — высокая рождаемость. Согласно алжирской поговорке, женщиной считается лишь та представительница слабого пола, которая родила более двух детей.
И хотя Бутефлика также обещал помочь решению проблем, в том числе за счет снижения цен на продукты на 41 процент, но в это мало кто из алжирцев верит. Они задаются вопросом: что мешало сделать это раньше?
Можно хоть как-то понять, почему пребывает в нищете значительная часть жителей Йемена, Египта и Туниса, не имеющих крупных нефтяных месторождений. Но как объяснить обнищание народа Алжира — страны, занимающей первые места в мире по добыче газа, нефти и фосфоритов?
Многие алжирцы уверены в том, что Бутефлика путает казну со своим собственным карманом. Поэтому «уступки», сделанные Бутефликой, не способны утихомирить кипящие страсти.
Напомним, что по меркам арабских стран срок его правления не так уж и велик — почти 12 лет. Но список претензий к нему со стороны алжирцев накопился очень большой. Сами алжирцы уверены в том, что он является американским ставленником. Еще демократ Клинтон был крайне недоволен тем, что по соседству с Европой правит хунта.
И вот, под давлением США и ЕС прежний глава Алжира, боевой генерал Ламин Зеруаль уходит со своего поста. На его место приходит Бутефлика, старый алжирский функционер, начавший работу еще во времена первого президента страны Бен Беллы. Что касается самого Бутефлики, то его выбор в качестве «лидера нации» был странным. Причем Запад не смутило то, что еще в 1981 году Бутефлику осудили за финансовые махинации в особо крупном размере.
Бутефлика трижды (в 1999-м, 2004-м и 2009-м годах) побеждал на президентских выборах, да с таким результатом, что можно было подумать, что он стал настоящим «отцом нации». Число отданных за него голосов порой превышало 90 процентов. Что и неудивительно: так, например, в 1999 году он был единственным кандидатом на выборах, поскольку все остальные претенденты в знак протеста против нарушений избирательных прав граждан отказались от участия в выборах. Причем радикальная оппозиция всякий раз их бойкотировала, называя «фарсом с заранее известным результатом».
За годы своего правления «демократ» Бутефлика настолько вошел во вкус, что перекроил конституцию так, как это не снилось даже «солдафону» Зеруалю. В конце 2008 года он внес изменения в основной закон страны, которые позволяют президенту править Алжиром пожизненно.
Между тем, год от года за время его правления проблем в стране становилось все больше. Например, резко обострился национальный вопрос, результатом чего стало кровавое подавление массовых выступлений в Кабилии в 2001-2002 годах. Кабилы выступают против режима Бутефлики потому,что тот лишил их права обучаться на родном языке.
Разумеется, ситуацией уже пытаются воспользоваться исламисты. После раскола Фронта исламского спасения (FIS, или ФИС), разгрома Вооруженной исламской группы (ВИГ) наиболее радикальные исламисты, отказавшиеся сложить оружие, объединились в Салафитскую группу проповеди джихада. Бутефлика заявлял, что тысяча боевиков, прячущихся по пещерам и норам, не представляют угрозы для его режима и скоро будут уничтожены.
Однако после того, как в 2006 году их взяла под свое крыло Аль-Каида, алжирские исламисты своими действиями доказали, что списали их рано.
Сейчас они ведут против правительства успешную информационную войну, используя для этого интернет. Они взывают к религиозным чувствам верующих и утверждают, что продавшийся Западу Бутефлика «пытается уничтожить истинный ислам». Радикалы обещают, что как только сбросят его, они перераспределят доходы от нефти и газа в пользу народа. И эта агитация становится все более популярной среди народа.
|