Газета "Наш Мир" br> Единственное, о чем человечеству стоит беспокоится в связи с
беспорядками в Египте - это то, что будет с его памятниками, они крайне
уязвимы.
Когда человек предвидит опасность, - реальную или мнимую, его
охватывает страх. Страх полезен. Он позволяет не совать руку в огонь; не
бродить под крышами, украшенными сосульками; не спорить с начальством и
уступать дорогу паровозу. Говоря терминами теории управления, если боль
- это отрицательная обратная связь, то страх - это прогноз будущей боли
на основе сформированной опытом модели внешнего мира.
Иногда страх вреден. Ну, психические болезни там всякие, мании
преследования. Или простейший пример - представим себе двухдюймовую
половую доску десяти дюймов шириной. Пройдете по ней? Легко! А теперь
представьте ее на высоте десятка метров. Ни ветра, ни качки. Готовы
пройти? Я - нет. Страх. Он резко повышает наш коэффициент передачи по
замкнутому контуру, выводя систему на грань, а то и за грань
устойчивости.
Страх часто эксплуатируется власть имущими. Старая частушка - "С неба
звёздочка упала, прямо милому в штаны. Ничего, что всё сгорело, лишь бы
не было войны!". Народное, швейковское здравомыслие. Оно, кстати, не
помогло российскому населению, которое в начале 1990-х всеми любимые и
уважаемые реформаторы спасали от Гражданской войны и Голода, попутно
избавив от гигантского, просто чудовищного Общенародного Имущества. При
этом старательно эксплуатировались страхи - плакаты там всякие "Купи еды
в последний раз!". Выходил к активу губернатор из числа сельских
партработников, ударял по столу "Товарищи, номенклатура наступает!", и
аудитория из бывших партайгеноссе вздрагивала в ужасе.
В генезисе такого важного для понимания истории ХХ века явления, как
фашизм, страхи сыграли немаловажную роль. Маленького Гитлера терзали
страхи, порожденные близкородственным браком родителей; его пугала
реальная школа; страшили более талантливые художники, которым удалось, в
отличие от него поступить в Венскую художественную академию. А
перспектива службы в Австро-Венгерской армии в соседстве с евреями и
чехами так ужасала будущего фюрера, что он убежал в Баварию.
Но это - неудачник, хоть и заливший планету кровью. Взглянем на
страхи человека очень талантливого, но, не меньше Гитлера виновного в
возникновении фашизма. Речь идет о французе Шарле Моррасе. Уроженец
солнечного Прованса, талантливый поэт, он очень любил Францию, ее
культуру, историю, былых героев. И очень боялся за нее. За страну,
зажатую между хозяйкой морей, торговой Англией и растущей промышленной и
военной мощью Германии. За страну, которая может растворится в
общечеловеческом, в том, что мы ныне называем глобализацией, в том, что
так нравилось социалисту и пацифисту Жоресу. И пугаясь, - вполне
обоснованно, как показала история ХХ века, - Моррас обратился к миру
идей, а точнее иллюзий. Обратившись ко временам, когда французский
монарх играл первую скрипку в европейском концерте, провансалец с
поэтической силой создает идеализированный образ Ancient regime. Ищет
для интеллигенции спасения в союзе с "аристократией крови". И - в 1899
г. создает первое из фашистских движений - Action française. Дело
Дрейфуса дает почву для его антисемитизма. Он постоянно упрекает
республику в неспособности защитить Францию, становится крайне
популярным в годы Первой мировой.
Но, защищая католицизм, Моррас в 1920-е вступает в конфликт с
Ватиканом. Декларируя французский национализм, он после разгрома в 1940
году осуждает де Голля и "Свободную Францию". Вроде бы отстраняясь от
своих соратников, прямо перешедших на сторону Гитлера, он направляет
свой полемический пыл на де Голля, англичан и евреев, вроде бы даже
доходит до прямых доносов на деятелей Сопротивления. После освобождения
Франции получает пожизненный срок за измену. Такие вот кувыркания поэта,
патриота и доброго католика.
Были у Марраса и страхи, с которыми трудно не согласится. "Любая
небрежность, сотрясение земли, волнение моря, ребяческая страсть к
разрушению, человеческое невежество, дождливый и жаркий климат - все это
так легко может отнять у нас и уничтожить это сокровище" - так писал он
в своей Антинее. (Charles Maurras. Anthinea. "Oeuvres Capitales", T.I.
Paris, 1954, P.195) И верно - хватило одной венецианской бомбы, что бы
лишить человечество Парфенона, превращенного османами в пороховой склад.
Сегодня волнуется арабский мир, и самая населенная страна его -
Египет. Каирский музей окружен танками, оцеплен спецназом. Но - не
запирание ли это ворот в конюшне после сведения кобылы? Вот что пишут
российские египтологи, наиболее компетентные в стране в этом вопросе
люди - "Группа из девяти грабителей, проникшая в ночь с 28 на 29 января
через крышу в здание Египетского музея в Каире, сильно повредила
несколько знаковых памятников из сокровищ гробницы царя Тутанхамона (14
в. до н.э.), в том числе знаменитые скульптурные изображения царя из
позолоченного дерева, изображающие Тутанхамона на ладье и леопарде.
Повреждены уникальные по своей художественной ценности опахала
Тутанхамона, его фаянсовые ожерелья и оружие. Также повреждены
уникальные предметы из гробницы прадеда Тутанхамона", ... "утром 30
января было полностью разграблено археологическое хранение Мит-Рахина,
расположенное в 24 км к югу от Каира на месте одной из древних столиц
Египта - Мемфиса".
Это - те случаи грабежа и вандализма, о которых стало известно. Но
ниоткуда не следует, что египтологи осведомлены обо всем. А ведь
культурные ценности Египта - наследие всего человечества. И - прежде
всего, - западной цивилизации. Единственной, породившей технологический
прогресс.
Что лежит в ее начале? Прежде всего - эллинская мудрость. Которую
невозможно представить без связей с Египтом. И историк Геродот, и
философ Платон черпали из этого источника, продлевая в своих книгах
жизнь мира мыслей древних египтян. Дальше - римская организация. Страна
Кемет, Черная Земля, была житницей Римской империи. Ее плодородие,
обусловленное разливами Нила, являлось ценнейшим и тщательно оберегаемым
ресурсом Pax Romana. Затем, - last but not least, - иудеохристанская
религия. С Исходом из Египта и с Бегством в Египет.
Единственное, о чем человечеству стоит беспокоится в связи с
беспорядками в Египте - это то, что будет с его памятниками.
Экономические аспекты мало важны. Египетский хлопок действительно хорош,
но можно обойтись и без него. Возникла угроза судоходству по Суэцу -
так подорожавшая нефть это сущий дар российскому бюджету в предвыборный
год, да и стимул развитию альтернативной энергетики хайтеку. Беспокоится
Израиль, оказавшийся перед перспективой оказаться в кольце враждебных
экстремистских режимов - так прекрасный повод проверить в деле и еще
больше развить индустрию своих боевых дронов. Рост террористической
угрозы для Европы - так вслед за канцлером германцев Меркель проснулся и
премьер бриттов Кэмерон, признавший, что мультикультурализм себя не
оправдал.
А вот памятники древности жалко. Их не купить, не сделать по новой.
Они крайне уязвимы, как показала нам наиновейшая история. Казалось бы,
пирамиды и сфинкс прочны. Так статуи будд в Бамианской долине тоже были
не мелкими - 55 и 37 метров. Взрывчатка талибов с ними справилась. И
Национальный музей Ирака в Багдаде содержал массу артефактов из истории
Междуречья, не менее важной для человечества чем история Египта - чего
стоят хотя бы часовые меры и градусные деления (градусные в смысле углов
- градусы на бутылках и термометрах - десятеричны). И войска коалиции в
ходе операции "Шок и трепет" по нему не стреляли. Музей в 2003 году
просто грабили. 48 часов. Первые сообщения говорили, что украдено было
170000 экспонатов. Потом цифры уменьшили до 15000. Где лежит правда -
неясно. Наверное, рядом с иракским ядерным оружием. Президент Ширак
назвал этот погром преступлением против человечества.
Можно ли надеяться, что в Египте будет иначе? Надеяться можно...
Уменьшено на 97% (550 x 366) - Нажмите для увеличенияИзображение Храм Рамзеса в 1960-е годы индустриальные технологии спасли
В 1960-е международные организации спасли храмы Абу-Симбела, перенеся
их на 65 метров выше. Это была спасательная операция индустриальной
эпохи. А в эпоху информационную не пора ли человечеству сделать нормой
перевод исчерпывающих данных о памятниках старины, об объектах
культурного наследия, в цифровую форму, организовав их распределенное
хранение и общий свободный доступ к ним. Так они окажутся доступны
максимальному количеству людей, и множество копий резко повысит
вероятность того, что они сохранятся в любых пертурбациях. Как античные
тексты доходили к нам сквозь Темные Века, благодаря множеству копий.
|