Газета "Наш Мир" br>
"Король говорит!" стал, пожалуй, главным кинособытием года в
Голливуде - эта чисто английская лента собрала просто невероятное
количество наград от всевозможных гильдий и ассоциаций, завершив свое
победоносное шествие 12 номинациями на "Оскар". При этом фильм
представлен в категориях "Лучший фильм", "Лучший актер" (Колин Ферт),
"Лучший актер второго плана" (Джеффри Раш), "Лучшая актриса второго
плана" (Хелен-Бонэм Картер) и "Лучший режиссер" (Том Хупер).
Если честно, то подобный успех "Короля" в США вызывает удивление.
Выбор темы, англо-австралийская команда актеров, в качестве режиссера
британец Хупер, до этого работавший преимущественно на телевидении, и
финансовая поддержка со стороны Британского киносовета (UK Film Council
- своего рода аналог российского Федерального фонда социальной и
экономической поддержки отечественной кинематографии) - все это
указывало на то, что фильм сделан британцами и для британцев.
Судите сами. Во-первых, Хупер выбрал для своего повествования не
просто неторопливый темп - даже по меркам независимого американского
кино лента движется с черепашьей скоростью. В результате краткое
описание событий, произошедших за 118 минут экранного времени, выглядит
так: принц, а впоследствии король Георг VI пытается избавиться от
заикания и в конце концов почти справляется с задачей. При этом
визуальный ряд картины наполнен большим количеством общих планов
(особенно, отчего-то, Хуперу нравится снимать Колина Ферта на фоне
драных обоев) и сценами прогулок Георга по разного рода коридорам и
улицам (чего стоит, например, неспешная прогулка короля до балкона
Букингемского дворца в самом конце картины).
Во-вторых, в ленте присутствует лишь самый-самый минимум информации
об историческом контексте сюжета. Вероятно, подразумевается, что
зритель и так знаком со всеми хитросплетениями внешней и внутренней
политики Британской империи 30-х годов прошлого века. Аудитории
сообщается, что, мол, есть престарелый король, а у него - два сына.
Старший (Гай Пирс), которому суждено стать монархом крупнейшей в мире
империи, - безответственный балбес и повеса, которому лишь бы
встречаться со своей американской подругой Уоллис Симпсон. Тот, что
помладше, герцог Йоркский, заика, но зато настоящий "королевский
материал". Однажды старший решает-таки жениться на разведенной Уоллис и
из-за этого, несмотря на поддержку населения страны, вынужден отречься
от престола в пользу брата.
Понятно, что дефицит информации в картине намеренный: Хупер снимает
картину об очень конкретной вещи, о борьбе будущего Георга VI с самим
собой, а вовсе не стремится высказаться по каждому острому историческому
вопросу того бурного периода (даже такому, как симпатия, которую
некоторые представители королевской семьи питали по отношению к Адольфу
Гитлеру). Вместе с тем, знание исторической действительности, без
сомнения, добавляет фильму совершенно неожиданные обертона. Например,
возникает желание сравнить причины, по которым оба принца не слишком
рады перспективе собственного восшествия на трон: один из-за этого не
сможет быть с любимой женщиной (к слову, говорят, что Уоллис Симпсон
дружила-таки с нацистами), в то время как другой понимает всю тяжесть
ответственности, лежащей на плечах монарха. Ну или хотя бы оценить
заочную словесную дуэль короля-заики и словоохотливого фюрера.
Наконец, в-третьих, до самого конца ленты Хуперу мастерски удается
сохранить уважительную дистанцию между главным героем и аудиторией. Даже
о собственном нелегком детстве герцог Йоркский говорит не с жалостью
(и эпизод этот жалости у зрителя не вызывает), а исключительно с
досадой, мол, такая вот штука мешает мне выполнять возложенные на меня
королевские обязанности. Подобное отношение в Голливуде характерно
разве что к ролям американских президентов, да и то - далеко не всех.
Внимательный просмотр картины, однако, позволяет понять, чем же лента
так сразила академиков и членов разного рода гильдий. Дело в том, что
перед нами - классическая история преодоления самого себя, где вместо
какого-нибудь боксера выступает король, который борется с заиканием, а
побеждает собственные страхи. Этот посыл картины подчеркивается, в
частности, симметричной структурой повествования: в начале и в конце
главный герой сталкивается с одним и тем же испытанием (выступление на
публике), причем сначала он с ним не справляется, а во второй раз
выходит победителем. Дополнительных очков картине добавляет, конечно, и
тот факт, что она - как-никак - основана на реальных событиях.
Все это, вместе с отличной игрой отличных актеров (особенно хорош
Джеффри Раш в роли нагловатого и нахрапистого австралийского специалиста
по дефектам речи), не оставляет сомнений, что свою долю "Оскаров"
картина, конечно, соберет. Единственное, что пока неясно - это какие
именно статуэтки достанутся фильму Хупера.
|