Газета "Наш Мир" br>
Большая часть Африки получила «независимость» после Второй
мировой войны, 1960 год считается Годом Африки. В этот год «свободу»
получило 13 государств. Большая часть из них это бывшие французские
колонии и подопечные территории ООН, находившиеся под управлением
Франции. Такие страны, как Камерун, Того, Малагасийская Республика,
Конго (бывшее Французское Конго), Дагомея, Верхняя Вольта, Берег
Слоновой Кости, Чад, Центральноафриканская Республика, Габон,
Мавритания, Нигер, Сенегал, Мали. Независимость получили Нигерия (самая
крупная страна по численности населения, принадлежавшая Лондону,
Бельгийское Конго, самая большая по величине территория.
В настоящее время эти страны редко попадают в объектив мировых
средств массовой информации (или дезинформации?). Разве, что покажут
репортаж, как где-нибудь вспыхнула война, произошел переворот, прошли
выборы, природу любят показывать.
Одна из таких «забытых» стран Мали. Мали - это «бывшая» французская
колония, с виду довольно процветающая страна, в последние 15 лет здесь
не было войн, восстаний геноцидов, переворотов характерных для Чёрной
Африки. В наличии все признаки демократической страны: демократические
выборы, социальная стабильность и рост экономики более 10% в год.
Но, один факт уже настораживает - у США военная база в Гао,
американские солдаты есть и в соседнем Нигере, а вся северная пустынная
часть Мали оккупирована мавританской армией с согласия демократически
избранного правительства Мали.
Пока на планете был СССР, в США превалировали военно-стратегические
интересы. На практике это вылилось в создание новых и совершенствование
старых военных баз.
1 января 1983г. было создано « Центральное командование» (CENTCOM),
сфера действия которого на 2002 год охватывала территорию 25 стран, в
том числе 11 государств Африки (Египет, Джибути, Кения, Сомали,
Республика Маврикий, Республика Сейшельские Острова, Судан, Танзания,
Уганда, Эфиопия и Эритрея) . Выступая 22 декабря 1983 г. в Конгрессе,
министр обороны США К. Уайнберг говорил о глобальной американской
стратегии "развертывания сил на передовых рубежах".
Это командование, а также другие стратегические военные командования
США играют важную роль при проведении американской администрацией
политики в имперском стиле. Речь идет о защите стратегически важных
наземных, морских и воздушных коммуникаций, которые в случае военных
действий можно было бы использовать для транспортировки войск и грузов.
Кроме того речь идет о защите путей доставки жизненно важных для
американской экономики видов сырья от посягательств потенциального (ых)
противника (ков) в любом международном конфликте, в котором участвуют
США и их союзники по НАТО.
В практическом плане это претворилось в строительстве, или
модернизацию уже существующих, военных баз различного назначения. В
Египте - это Кайро-Уэст, Вади-Кена, Луксор, Асуан, Рас-Банас (на
побережье Красного моря), военные объекты в районе оазиса Фарафра,
вблизи Мерса-Матруха и в районе Эль-Аламейна (на берегу Средиземного
моря); в Кении - модернизирована акватория порта Момбаса для приема
крупных кораблей; в Сомали - реконструированы аэродром и порт в Бербере;
в Судане - военные базы в Суакине (на берегу Красного моря), Эль-Фашере
(близ границ с Ливией и Чадом) и в Донголе (севернее Хартума); в
Джибути по специальному соглашению США получили доступ на французскую
базу в этой стране; в Марокко - военные объекты в Танжере, Сиди -Яхья,
Сиди -Букнаделе, Бен-Герире, Бен-Слимане. Между США и Марокко была
достигнута договорённость о "стратегическом согласии".
Предполагалось, что все эти базы и объекты предназначены для "сил
быстрого развертывания", которые будут использованы как в рамках
СЕНТКОМ, так и Стратегического командования американских сил в Европе. В
зону их оперативной ответственности которого входят Алжир, Ангола,
Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Кабо-Верде, ЦАР, Чад,
Конго (Браззавиль), Кот-д'Ивуар, Экваториальная Гвинея, ДРК, Габон,
Гамбия, Гана, Гвинея-Бисау, Лесото, Либерия, Ливия, Малави, Мали,
Мавритания, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе
и Принсипи, Сенегал, Сьерра- Леоне, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Тунис,
Уганда, Замбия и Зимбабве.
На о. Диего-Гарсия (архипелаг Чагос в Индийском океане) были
построены базы ВВС и ВМС, способные принимать стратегические
бомбардировщики Б-52 и атомные подводные лодки. В боевой обстановке эти
объекты нашли применение уже трижды: в 1991 году во время операции "Буря
в пустыне" против Ирака, в 2001 году во время боевых действий против
режима движения «Талибан» в Афганистане. В 2003 году при проведении
военной оккупации Ирака -«Иракская свобода».
С Заиром (ныне ДРК) в 1983г. было заключено соглашение о
строительстве на его территории базы ВВС и полигона для испытаний
крылатых ракет.
С 90-х годов в связи с изменением общей глобальной обстановки (развал
СССР и Варшавского блока) у Вашингтона на первое место вышел
военно-политический аспект в стратегии США в Африке. В этот период США
уделяли основное внимание формированию "межафриканских сил" по
поддержанию мира.
В августе 2001 г. Пентагон разработал "Стратегию для стран Африки
южнее Сахары". Её суть: участие вооруженных сил США в обеспечении
поставок стратегического минерального сырья из африканских стран (прежде
всего нефти, а также золота, алмазов, меди, бокситов, урана, марганца и
кобальта); в борьбе с организованной преступностью и распространением
наркотиков; в миротворческих операциях; в борьбе с распространением
остроинфекционных заболеваний (особенно со СПИДом).
Террористические акты сентября 2011 года сделали Северную Африку -«вторым фронтом» по борьбе с терроризмом.
Пентагон разработал и активно претворяет в жизнь целый ряд программ для стран Африки:
Первая из них касается деятельности Объединенной специальной боевой
группы в районе Африканского Рога (Combined Joint Task Force - Horn of
Africa). В ее задачу входит борьба с ячейками «Аль-Кайды» и ее
сторонников в Восточной Африке - в Джибути, Эритрее, Эфиопии, Кении,
Сомали, Судане, а также в Йемене. В наземных операциях участвуют более
тысячи бойцов из состава Сил специального назначения США. Патрулирование
прибрежных вод осуществляет Объединенная специальная боевая группа: в
её составе боевые корабли из США, Германии, Испании и Великобритании.
Наряду с этим в регионе действует специальный авиаотряд предназначенный
для поиска и уничтожения с воздуха "террористических целей". В
Республике Джибути находится радиостанция "Radio Sawaa", которая
круглосуточно ведет передачи на арабском языке на Судан и страны
Ближнего Востока. Страна является одним из крупнейших африканских
получателей американской военной помощи.
Второй региональной программой обеспечения безопасности в странах
Африки Пан-Сахельская инициатива (Pan-Sahelian Initiative).
Первоначально в ней участвовали четыре страны - Чад, Мали, Мавритания и
Нигер. Ее цель состоит в том, чтобы не дать "покинувшим Афганистан после
американской военной акции террористам из уже мифической «Аль-Кайды", и
её сторонникам в Ираке создать на территории этих государств "хорошо
вооруженные и обученные группы исламских боевиков, которые получают
обильное финансирование от своих покровителей" .
На практике, осуществление этой инициативы, происходит в виде участия
подразделений Американских сил специального назначения (U.S. Special
Forces) в совместных с местными вооруженными силами операциях - прежде
всего в поиске и уничтожении т. н. "исламских террористов" (в эту
категорию, быстро записываются любые враги местных про-западных
режимов). Действующие американо-африканские подразделения оснащены
армейскими грузовиками и специальным оборудованием, позволяющем быстро
определять точное местонахождение объектов для удара (Global Positioning
System). Указанные подразделения уже провели несколько успешных
операций, наиболее выдающаяся из которых состояла в захвате
руководителей базирующейся на территории Алжира организации под
названием " Groupe Salafiste pour la Predication et le Combat" .
Впоследствии основываясь на разведывательной информации, Министерство
обороны США пришло к выводу, что Пан-Сахельскую инициативу следует
распространить на большее число стран Африки, чем это было задумано в
2001году. В результате в 2005г. эта программа была преобразована в
Инициативу по борьбе с терроризмом в Сахарском регионе (Trans-Saharan
Counter Terrorism Initiative). Ее действие было распространено кроме
указанных ранее четырех африканских государств также на Алжир, Марокко,
Тунис, Сенегал и Нигерию. Причем для военных планов США в этом регионе
особую ценность представляло участие в ней Сенегала - "наиболее важного
франкоязычного партнера" США в Африке южнее Сахары, а также Алжира, где
пересекаются транссахарские маршруты передвижения .
Для осуществления этой Инициативы американский Конгресс в 2005году
выделил 500 миллионов долларов на 5 лет (по 100 млн. долл. в год).
Официально эта программа была запущена в июне 2005года, когда были
проведены совместные военные маневры американских сил специального
назначения и подразделений всех африканских государств, затронутых
указанной Инициативой, под названием " Flintlock 2005" .
Третья программа военного характера была запущена в 2003г. и
называлась Инициатива по борьбе с терроризмом в Восточной Африке (East
Africa Counter-Terrorism Initiative). Она охватывает Джибути, Эритрею,
Кению, Танзанию и Уганду. Эту программу контролирует Государственный
департамент США, который и обеспечивает ее финансирование - 100 млн.
долл. в год. Ее цель - уничтожить создаваемую годами "террористическую
сеть Аль-Кайды в Восточной Африке". Не допустить повторение ситуаций в
этом регионе, как нападение на посольства США в Кении и Танзании в
1998году, на туристические объекты Израиля в Момбасе в 2002году. В
рамках этой программы осуществляется Инициатива "Чистое небо над
Африкой" (Safe Skies for Africa Initiative), которая обеспечивает
безопасность воздушного сообщения в регионе.
Африканские страны поделены по принципу приоритетности для США:
- Первая группа - это государства Северной, Северо-Восточной Африки,
т. к. они непосредственно примыкают к Ближнему Востоку, в котором
сосредоточены стратегические интересы США.
- Вторая группа, крупные африканские страны («региональные центры
силы»), которые поддерживают политику США, «борьбу с терроризмом». Это
ЮАР, Нигерия, Алжир, Эфиопия, Кения, Сенегал.
-Третья группа - в основном «сырьевые зоны» Запада, страны
нефтедобычи Гвинейского залива. Они важны, с экономической точки зрения.
- Четвёртая группа, страны, где нет крупных природных ресурсов, США, проявляют к ним эпизодический интерес.
Кроме этих трёх программ США проводят целенаправленную политику военно-технического сотрудничества.
Речь идёт прежде всего, о Программе международного военного обучения и
образования (International Military Education and Training - IMET).
Африканские страны направляют в США на обучение своих военнослужащих.
Так, наряду с чисто военной направленностью, эта программа имеет и
политическое значение. Возвращаясь в свои страны, африканские
военнослужащие получают воспитание в духе преклонения перед мощью
Америки, ее политикой и культурой и, в случае своего участия в военном
перевороте (которые часто происходят в африканских странах), неизбежно
становятся проводниками американской политики в Африке. В 2005 году
участие в этой программе принимала 41 африканская страна, в 2006 году -
уже 45 государств Африки южнее Сахары. Кроме Ливии страны Северной
Африки также принимают участие в этой программе.
Еще одна программа - это Программа финансирования военных операций за
рубежом (Foreign Military Financing Program-FMF). Ее цель состоит в
том, чтобы предоставить дружественным США режимам американское военное
оборудование и технику. В 2006 году 8 африканских стран участвовали в
этой программе: Египет, Тунис, Марокко, Джибути, Эритрея, Эфиопия, Кения
и Уганда.
В 2006 году Вашингтон ввел в действие программу Глобальная инициатива
в области миротворческих операций (Global Peace Operations Initiative -
GPOI), которая применительно к африканским странам приняла форму
программы АКОТА (Помощь в обучении проведения антитеррористических
операций в Африке или African Contingency Operations Training and
Assistance - ACOTA). Эта программа сменила действовавшую с 1996 года
Инициативу по ликвидации кризисных ситуаций в Африке (АКРИ) или African
Crises Response Initiative . Основное отличие программы АКОТА от АКРИ,
состоит в том, что она нацелена на подготовку военнослужащих для
проведения наступательных операций в районе Африканского Рога (CJTE-HOA
Initiative), в Восточной Африке (EACTI Initiative) и в Пан-Сахельском
регионе (PSI and TSCTI Initiatives). Основными получателями
военно-технической и финансовой помощи, в рамках программы АКОТА
являются - Мали, Нигер, Эфиопия, Кения, Уганда.
Создано командования вооруженных сил США в Африке (АФРИКОМ).
Причины большой активности США в Африке
- богатые ресурсы многих стран (например: Нигерии);
- соперничество с Китаем, за обладание ресурсами;
- не развитость государственности «черных» государств, «элита» легко
идёт на служение «белым господам», её могут менять хоть каждый месяц.
|