Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Насколько в действительности расходятся геномы человека и шимпанзе? Загадку «одновременного» минимального и максимального отличия ученые решают не первый год.
В 1975 году Мэри-Клэр Кинг и Аллан Уилсон опубликовали в журнале Science статью о генетическом подобии шимпанзе и человека. Но этот материал чаще цитировался для подтверждения «почти полной идентичности» шимпанзе и человека, хотя ученые пытались объяснить, что никто по-настоящему не понимает, как происходила макроэволюция.
Кинг и Уилсон сравнили аминокислотные последовательности нескольких белков шимпанзе и человека (таких как гемоглобин и миоглобин), и обнаружили, что последовательности либо идентичны, либо почти идентичны. «…Последовательности полипептидов шимпанзе и человека, изученные на данный момент, в среднем идентичны более чем на 99%», — сделали вывод эксперты.
По вине читателей, поленившихся дочитать статью до конца, родился «Миф об 1%» генетического различия Homo sapiens и Pan troglodytes, как его позднее назвал Йон Коген в своей статье в Science в 2007-м.
Проводились и прочие исследования, которые подтверждали сходство на 98,5 %. Но это была относительная цифра, поскольку сравнение проводилось только в кодирующих частях ДНК и только среди похожих генов с «заменой единичных оснований». Не брались в рассчет «вставки-удаления» и «повторы» в ДНК, поскольку тогда не представлялось возможным их сравнить. Последующие сравнительные анализы с применением новых технологий позволили уточнить данные.
В 2002 году Рой Бриттен, сравнив «вставки-удаления», обнаружил, что они увеличивают генетическое различие еще на 4%. С тех пор мнимая «идентичность» составляла менее 95%.
Через четыре года другой ученый Мэтью Ханн с коллегами установил, что, «вставки-удаления» добавляют еще больше разницы, чем определил Бриттен — а именно 6,4% (то есть 1418 генов). Итого предполагаемое совпадение уменьшилось до 92-93%.
Ну и наконец, в 2008-м, была предпринята попытка провести сравнительный анализ огромных участков «повторов»(функция которых пока не до конца ясна), в результате которой выяснилось, что абсолютное сходство между ДНК человека и шимпанзе может составлять менее 90%.
Может показаться, что разница между 98% и 95% совсем незначительна, но если учесть, что ДНК человека состоит из 3 млрд пар оснований, тогда разница в 3% составит 90 млн пар оснований.
Добавим, еще несколько лет назад американские ученые установили, что человекообразные обезьяны используют ту же жестикуляцию, что и люди. По их мнению, это подкрепляет предположение о том, что жестикуляция была важной составной частью языка, на котором общались предки человека.
Ученые университета Эмори в Атланте наблюдали за двумя группами из 34 обыкновенных и 13 карликовых шимпанзе. В этих группах обезьян ученые выделили один жест, который покажется знакомым многим людям — вытянутая вперед рука ладонью вверх. Чаще всего шимпанзе таким способом просили друг у друга еду. Но ученые заметили, что этот же жест в ином контексте мог приобрести другой смысл: самец шимпанзе мог точно так же предложить самке секс или предложить другому самцу помириться после драки.
Эта способность менять смысл роднит жесты обезьян с человеческим языком, в котором каждое выражение может приобретать самые разнообразные смыслы в зависимости от контекста.
Обезьяны, как заметили ученые, жестикулируют правой рукой, которую контролирует левое полушарие мозга. В том же полушарии у людей находится центр языка.