В ближайшие 10 лет Китай может
потеснить другие страны в новых для себя областях. Скоро, уверяют
эксперты, китайский авиапром догонит Airbus и Boeing, а на Олимпиадах
чаще всего будет исполняться гимн КНР.
Летайте самолетами китайского флота
Еще в 2007 году свой первый полет совершил китайский региональный
самолет ARJ21-700, конкурент российского Sukhoi Superjet 100. В ноябре
2010 года China Commercial Aircraft представила полноразмерный макет
лайнера C919, рассчитанного на 190 пассажиров. Первый полет С919,
который должен стать конкурентом A320 и Boeing 747, намечен на 2014 год.
Эти проекты - огромный шаг к китайскому лидерству в гражданской
авиации, считает глава департамента стратегического анализа ФБК Игорь
Николаев. «До 2020-го достаточно времени, чтобы КНР существенно
потеснила Airbus и Boeing», - говорит он.
По словам Николаева, Китай - один из крупнейших покупателей самолетов
в мире, и когда он начнет выпускать свои лайнеры, они в первую очередь
вытеснят конкурентов с внутреннего рынка, а потом пойдут в другие
страны. Так, в 2010 году Венесуэла уже отказалась от покупки
российско-украинских Ан-148 в пользу китайского MA-600.
От трактора до электростанции
По словам главы Российско-китайского центра торгово-экономического
сотрудничества Сергея Санакоева, к 2020 году машиностроительная отрасль
КНР может потеснить мировых игроков в таких отраслях, как строительная
техника и энергетическое оборудование. «Китайская дорожная техника -
экскаваторы, грузовики, например, компании LiuGong - продаются в России и
во многих странах, - отмечает эксперт. - Все громче говорит о себе
агропромышленное машиностроение КНР».
Кроме того, по словам Санакоева, Поднебесная становится одним из мировых лидеров по выпуску энергоустановок для электростанций.
В долг на китайские деньги
Еще 4-5 лет нужно КНР для того, чтобы стать лидером на рынке
финансовых услуг. По словам Санакоева, китайские банки ICBC и ССB могут
подняться на первые строчки по объему выдаваемых кредитов. Так, в 2010
году кредитный портфель китайских банков на внутреннем рынке уже
превысил 2 трлн. долларов.
Более того, за последние два года банки Поднебесной дали в долг
другим странам, в том числе России, 110 млрд. долларов, что на 10 млрд.
больше, чем выдал за тот же период Всемирный банк.
Китайский Детройт
По итогам 2010 года КНР второй год подряд становится лидером в
автомобилестроении, продав около 13 млн. легковых автомобилей. Однако
большая часть из них - автомобили иностранных концернов, чье
производство размещено в стране.
Но Пекин не намерен на этом останавливаться: через 3-5 лет автомобили
под собственными китайскими брендами могут стать самыми продаваемыми.
«Такие китайские компании, как Great Wall, например, имеют шансы стать
лидерами, - уверен Санакоев. - Они берут из опыта западных компаний
лучшее».
Желтая майка лидера
В ближайшие годы, считают эксперты, может окончательно закрепиться лидерство Китая как спортивной державы.
Успех китайской сборной на последних летних Играх в Пекине нельзя
объяснять тем, что это была домашняя Олимпиада. Во многих летних видах
спорта китайцы давно являются лидерами - настольный теннис, прыжки в
воду, тяжелая атлетика, гимнастика, стрельба. Но скоро китайский гимн
станет звучать чаще остальных и на зимних Играх.
«В Китае есть территории, где снег лежит полгода, - говорит „Труду"
Владимир Логинов, долгие годы занимавший пост вице-президента
Олимпийского комитета России. - У китайских биатлонистов успехи на
международном уровне уже были. А это означает: лыжников в этой стране
готовить умеют».
Огонь из крупного калибра
Пекин за последние годы вошел в десятку крупнейших игроков рынка
оружия. Основу военного экспорта КНР составляет стрелковое оружие и
бронетехника.
Но, как считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий
Дмитрий
Васильев, скоро Поднебесная предложит рынку новые технологии. «Это в
первую очередь коснется оборудования для боевой авиации, а также боевых
ракет, - говорит он „Труду". - Главным же преимуществом китайского
оружия останется его чрезвычайно низкая цена».
По словам Васильева, сейчас Пекин поставляет в страны Африки оружие в
некоторых случаях за символическую плату, так как для него важнее
удержать там политическое влияние. Но, похоже, одной Африки КНР мало:
китайская AVIC уже предложит на тендер Морской пехоты США свои вертолеты