Скептики говорят, что ввод войск в Афганистан, - это была непродуманная авантюра. Но посмотрим на обстановку, которая сложилась в тот период на южных рубежах нашей Родины... Флот США, курсирующий в Индийском океане, представлял собой реальную угрозу безопасности страны. Кроме того, в Афганистане на границе с нашими южными республиками и, в первую очередь, с Таджикистаном и Узбекистаном сложилась напряженная обстановка. Созданная Центральным Разведывательным Управлением США антисоветская террористическая организация Аль-Каида в союзе с военщиной Пакистана и спецслужбами НАТО вела постоянную подрывную работу против СССР с территории Афганистана. В нашу страну шли наркотики, велась исламистская пропаганда. И поэтому советское правительство было вынуждено ввести наши войска в Афганистан.
Операция по вводу войск была выполнена блестяще. Да были потери, - за почти 10 лет погибло свыше 12 тысяч человек, но эти потери не идут ни в какое сравнение с многократными их превышающими потерями в двух чеченских войнах под руководством Грачёва и «мочителя в сортире». Эти две позорные войны - результат развала Советского Союза и фактического уничтожения его армии. Ведь для полного разгрома чеченских боевиков требовалось всего около 60 тысяч хорошо подготовленных войск, но и их не могли набрать по всей Российской Федерации, бросая в бой необстрелянных мальчишек. За их гибель и скотское отношение к оставшимся в живых лежит позор на президентах Ельцине и Путине и их правительствах.
Другое дело было в Афганистане... Армия была сильной, организованной, идеологически подготовленной к этой войне. Офицеры, сержанты и рядовые рвались на фронт, в 40-ю армию. Вспоминается такой случай, в батальон, который дислоцировался в Гульбахаре, прибыл майор, имя и фамилия которого уже стерлись из памяти. Он говорил, что написал 3 рапорта, прежде чем его направили в действующую армию. Жаль, но через 3 месяца он погиб от пули снайпера.
Война в Афганистане свидетельствует об огромном моральном потенциале нашего народа. Я склоняю голову перед моими погибшими товарищами, каждый восьмой из моих сослуживцев погиб на этой войне. Смерть поджидала за каждым дувалом, за каждой скалой или кустом.
Вспоминаю свой прибытие туда 7-го сентября 1987 года, а 14 ноября мы на БТР возвращались из Кабула... Во время нашего продвижения между дувалами посёлка Нижний Гульбахар «духи» подбросили в район воздухозаборника машины мину замедленного действия. Она взорвалась, когда мы уже подъехали к месту дислокации. Как сказал командир соседнего батальона: «Федорыч, ты родился в рубашке...». Но «в рубашке родилось» еще 8 человек. Некоторые успели выйти из БТР, другие были на выходе, а я и водитель моего боевого товарища из Панджшера находились в воздухе, прыгая с брони. Взрыв был такой силы, что сорванные бронелюки разлетелись на десятки метров, из фундаментов дувала и виллы, в которой мы квартировались, вывалились огромные валуны. Так, я и мои товарищи получили первое боевое крещение. Более месяца после контузии в моих ушах слышался шум прибоя.
Массовый героизм был на каждом шагу. Вспоминаю своего боевого товарища, подполковника Диму Веретенникова, который на «Уазике» ездил в Кабул из Панджшера и обратно. На груди он всегда держал гранату, чтобы в случае чего не попасть живым в плен боевикам. И таких примеров было великое множество. У нас были переводчики из Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана, водители БТР, - один таджик, другой из Тамбовской области, радист из Волгограда и т.д. Боевое братство советских народов, скрепленное Великой Отечественной войной, продолжало действовать и в Афганистане. И всего этого мы лишились в настоящее время.
Вспоминается еще один случай... Мне удалось вступить в контакт и организовать переговоры о безопасном выводе советских войск со знаменитым полевым командиром, Ахмад Шахом Масудом. Переговоры были успешными. Через нас А. Шаху был передан в подарок пистолет - пулемёт Стечкина (любил покойный оружие). Со своей стороны А. Шах заявлял: «Мы соседи, а соседи должны жить в мире». Переговоры с А. Шахом продолжались до конца января 1989 года. Мы даже предлагали ему взять под свой контроль вместе с войсками Наджибуллы перевал Саланг на время вывода наших войск. Но от союза с Наджибуллой А. Шах отказался, заявив, что препятствовать выводу наших войск он не будет. И, действительно вывод советских войск состоялся почти без потерь. Погибло всего 4 человека и те от шальных пуль и от растяжек, когда в нарушение приказа осматривали оставленные боевиками позиции.
Когда мы были в Афганистане, мы гордились командующим 40-й армией генералом Громовым, представителем Ставки, - генералом Варенниковым и многими другими генералами и офицерами. Но сейчас, вспоминая боевых товарищей по Афганистану, иногда с чувством горечи смотришь на тех из них, которые из защитников Советской Родины и власти превратились в холуев тех, с кем они когда-то воевали. Легендарного Громова купили губернаторством и он стал локомотивом «Единой России» и президента на прошедших парламентских выборах. Генерал Варенников стал ярым сторонником преемника Ельцина, против которого он когда-то поднимал сухопутные войска. Власти подкупают руководителей афганских, да и других ветеранских организаций. Так председатель Московского Совета ветеранов Афганистана стал депутатом Мосгордумы, председатель Общероссийского, - депутатом Госдумы от «Единой России» и так далее.
Но мы верим, что подавляющие число афганцев невозможно купить, они остаются верными советскому боевому братству.
Еще раз склоним голову по погибшим товарищам и поклянемся продолжить то дело, за которое они отдали свои жизни, бороться за советские идеалы, социалистическую Родину, восстановление Советского Союза.
Участник Афганской войны, председатель Московского совета Международного союза советских офицеров (МССО)