Армия в арабском мире всегда занимала особое положение. Наиболее
ярко это проявилось в 1950-1960-х годах, когда независимость от Франции
получили Тунис, Марокко, Мавритания и Алжир. В это же время независимыми
стали Ливия, Судан и был национализирован Суэцкий канал, что
свидетельствовало о фактической самостоятельности Египта. Как следствие,
многие высшие представители элиты государств Большого Ближнего Востока
получили военное образование, служили в национальных вооруженных силах
(ВС) и имеют, в настоящее время, тесные связи с армией. Необходимость
этого была обусловлена как преимущественно силовым путем прихода во
власть, так и неустойчивостью правящих режимов в условиях усиливающейся
исламизации местного населения. Последние события в Египте заставляют по
новому взглянуть на роль армии в разрешении серьезных
социально-экономических проблем этого региона.
В Египте события развивались стремительно. В отличие от Туниса здесь
была организованная сила – исламистская (ныне больше
фундаменталистская) организация "Братья-мусульмане", запрещенная в 1954
году после покушения на президента Гамаля Абдель Насера. С 1982 года эта
организация косвенно принимала участие в парламентских выборах,
выдвигая своих представителей либо по спискам зарегистрированных партий,
либо в качестве "независимых" кандидатов. На парламентских выборах 2005
года кандидаты от "Братьев-мусульман" получили 88 мест (19% состава
парламента), сформировав наибольшую по численности оппозиционную
фракцию. Во время выборов, состоявшихся в ноябре 2010 года, власть
оказано мощное давление на представителей этой организации, что не
позволило им пройти в парламент. Это привело к бойкоту второго этапа
выборов и многочисленным акциям протеста.
В сентябре текущего года планировалось провести президентские
выборы, в ходе которых могла состояться передача власти от Хосни
Мубарака его сыну Гамалю. К этому времени "Братья-мусульмане" готовились
провести массовые акции протеста. Отстранение от власти президента
Туниса стало хорошим поводом для исламистов начать такую деятельность на
большей части территории Египта. Этому способствовали следующие
причины: резкое повышение цен на продукты питания и топливо, высокий
уровень безработицы и инфляции, отсутствие механизмов социальной защиты
неимущих и нахождение у власти одного клана в течение тридцати лет, что
создало условия для коррумпированности всего общества и препятствовало
его вертикальной мобильности.
Вначале египетские власти попытались силой подавить акции протеста.
Они арестовали лидеров оппозиции, отключили Интернет и (временно)
мобильную связь и ввели воинские подразделения в крупные города страны,
которые установили комендантский час и взяли под контроль все
стратегические объекты. Тем не менее, армия стала соблюдать нейтралитет,
не вмешиваясь в происходящие события (по некоторым данным она косвенно
поддерживала режим Хосни Мубарака вплоть до его отставки).
В качестве послушного орудия власти выступили органы правопорядка.
Именно они попытались сформировать новую силу: сторонников президента
Мубарака, в качестве которых выступили криминализированные слои
общества. Их вооружили огнестрельным оружием и снабдили средствами
передвижения. Но это не остановило, а только ужесточило протестующих.
Как следствие обоюдное насилие сопровождается гибелью людей (7 февраля
международная правозащитная организация Human Rights Watch сообщила о
гибели в Египте 297 человек) и уничтожением (кражами) материального
имущества. В этих условиях Хосни Мубарак был вынужден пойти на
определенные уступки: отправить в отставку правительство, ввести пост
вице-президента и отказаться от выдвижения своей кандидатуры на
очередных президентских выборах. Однако он не ушел со своего поста, что,
бесспорно, являлось основным требованием оппозиции.
Трагические события в Египте всколыхнули международное сообщество,
крайне обеспокоенное как перспективами транспортировки грузов, в первую
очередь нефти, через Суэцкий канал, так и приходом к власти исламистов.
Последнее не только сделает невозможным разрешение
израильско-палестинской проблемы,